Еврейский мир в его нынешнем многообразии развился на идеях еврейского движения “Просвещения”, возникшего около двухсот лет тому назад.
Под влиянием взлетов и падений этого движения, его удач и поражений на древе еврейской истории появилось множество новых ветвей.
Двум страшным силам двадцатого столетия – фашизму и коммунизму – удалось нанести этому древу глубокие раны, но оно выстояло. Это мощное древо. Корни его уходят на глубину тысячелетий и пронизывают почву стран и континентов, а широкая крона продолжает шелестеть на ветрах истории. Еврейский мир нашел достойный ответ брошенному вызову: воссоздал национальное государство и спас от исчезновения евреев Советского Союза.
У моего народа сложилась непростая историческая судьба. Первым приняв доктрину единобожия, он скептически относился к ее реформаторам. В результате, несмотря на то, что христианство и ислам признают еврейское вероучение (“Ветхий завет”) своим первоисточником, отношение к евреям, не пожелавшим принять новые “истины”, было зачастую дискриминирующим и враждебным. Нашим предкам пришлось испытать много преследований, огня и крови за свое упорство и инакомыслие.
“Еврейская цивилизация построена на постоянном поиске правильных вопросов, в отличие от других цивилизаций, занимающихся поиском правильных ответов. Поиск правильного (зачастую единственно правильного) ответа есть отрицание Б-га, потому что правильный ответ может быть только у Него. Евреи поняли это раньше других, и они уже тысячи лет делают это: ищут правильные вопросы, на которые есть много разных правильных ответов. Весь Талмуд построен на этом поиске. Еврейская цивилизация – это цивилизация многих правильных ответов, иногда противоречащих друг другу, на одни и те же вопросы. Еврей всегда сомневается, всегда ищет”.1
Нам довелось родиться в стране “единственно верных” истин и “единственно правильных” ответов. Нас освободили от самодержавной деспотии, но вместе с тем лишили нашей культуры, языка и связи с другими частями нашего народа. Нам внушали, что мы некая аморфная общность, что между нами и евреями Америки, Европы и других стран нет ничего общего, кроме давнего происхождения. Власти безжалостно отрубали нашу ветвь от еврейского древа. Три поколения мы жили без его живительных соков, но обрусевшие и окультуренные, сами толком не понимая, кем стали, мы сделали свой еврейский выбор.
Да, наш мир многолик, и разные группы евреев живут, выглядят и определяют себя по-разному. Одни подчеркивают религиозные элементы, другие культурно-исторические, третьи – этнические. В течение двух тысяч лет рассеяния на протяжении ста поколений разные группы евреев шли различными культурно-историческими и географическими траекториями, жили среди разных народов. Удивительно не то, что мы разные. Удивительно то, что после двух тысяч лет рассеяния мы продолжаем воспринимать мировое еврейство как культурно-историческую общность, народ, цивилизацию.
Когда евреи Советского Союза поднялись на борьбу за национальное возрождение, за возвращение на землю предков, евреи свободного мира протянули им руку помощи. Эта рука не устала и не провисла под напором глобальных потрясений века, холодной и горячих войн, детанта и черной воли “империи зла” – на протяжении тридцати лет. За это время более двух миллионов обрели новую судьбу.
Борьба за выезд, полная примеров мужества и благородства, стала славной страницей современной еврейской истории. Массовый исход, победа в борьбе за свободу и человеческое достоинство над крупнейшей тоталитарной державой походили на чудо. Настоящая книга – попытка современника и участника многих событий разобраться в том, как и почему это произошло. Кем стали советские евреи в результате пролетарской революции? Каким образом Шестидневная война пробудила в их среде тысячи и тысячи пассионариев, вступивших в бескомпромиссную борьбу? Почему этого не произошло после воссоздания Израиля? Почему на борьбу советских евреев с такой страстью и самоотверженностью откликнулись евреи США, Франции, Англии, Австралии и Южной Америки? Почему эти евреи не проявили такой же активности во время Второй мировой войны? Как случилось, что Советский Союз, имевший опыт уничтожения миллионов, не смог расправиться с несколькими тысячами еврейских борцов?
В соответствии с еврейской традицией, на каждый их этих вопросов я попытаюсь представить несколько “правильных” ответов, ибо не намерен состязаться с Творцом за истину в последней инстанции.
Разумеется, я не претендую на исчерпывающее освещение темы. Предлагаю начать с краткого экскурса к истокам. Эпоха просвещения поможет понять проблемы, с которыми сталкивались еврейские общины, пытавшиеся интегрироваться в окружающий мир. Мы, советские евреи, в значительной степени сталкивались с аналогичными проблемами. Эпоха российских революций позволит оценить, что мы приобрели и что потеряли в результате этих социальных потрясений. Участие в коммунистическом строительстве при полной изоляции от внешнего мира поможет понять, кем мы стали. Знакомые с этими темами могут отправиться напрямую к созданию государства Израиль (стр.56). Желающих лучше ощутить историческую перспективу и глубинные причины многих явлений, с которыми столкнулось сионистское движение в Советском Союзе, я приглашаю проследовать к истокам современного еврейства.