Согласно переписи 1970 года в Советском Союзе проживало 2,151,000 евреев. По сравнению с переписью 1959 года их численность сократилась на 5.2 процента. Евреи оказались единственной крупной национальной группой в СССР, постоянно сокращавшей свою численность, и это происходило еще до начала массового выезда.[1]
Большинство евреев были сосредоточены в западных областях Украины (500 тысяч) и Белоруссии (148 тысяч), в Молдавии (98 тысяч), республиках Прибалтики (65 тысяч), Грузии (55 тысяч), в Москве (250 тысяч) и Ленинграде (156 тысяч)… Двадцать четыре процента еврейского населения составляли люди с высшим и средним специальным образованием. По этому показателю они прочно занимали первое место, опережая (на душу населения) русских в девять раз, украинцев – в двенадцать раз, белорусов – в семнадцать раз.[2] Евреи в высшей степени урбанизированы. По переписи 1959 года менее пяти процентов из них проживали в сельской местности. Значительное еврейское население сконцентрировалось в таких городах, как Одесса (более 100,000), Харьков (около 80,000), Днепропетровск и Рига (по 35,000), Львов, Черновцы, Житомир, Гомель, Винница, Ростов, Горький, Куйбышев, Свердловск, Челябинск, Витебск, Бобруйск и Могилев. В Советском Союзе насчитывалось свыше 60 населенных пунктов, в которых еврейское население превышало 10,000 человек.
1,733,183 евреев (76.4процента – по переписи 1959 года) назвали русский язык родным. Около 23,000 назвали родным языком украинский, около 25,000 – грузинский, около 20,000 – таджикский. Только 403, 900 (около 18 процентов) назвали родным языком идиш. К 1970 году это число сократилось до 17.7, и это притом, что многие называли идиш родным языком не потому, что они им пользовались, а чтобы подчеркнуть свою национальную идентичность. Наибольший процент говоривших на идише находился в Литве (69%), Молдавии (50.3%) и Латвии (48%) – в основном, представители старшего поколения.
В наибольшей степени сохранили еврейский образ жизни, традиционную семью и связь с еврейской общиной и синагогой грузинские, бухарские и татские (горские) евреи, относящиеся к неашкеназской ветви советского еврейства.
Подавляющее большинство, подобно остальному населению Советского Союза, было нерелигиозным. Оно оторвалось от традиционного образа жизни и общины, с успехом впитало русскую культуру и не имело возможности познакомиться со своей собственной. В этих условиях многие перестали понимать, чтó означает их еврейство, кроме происхождения и соответствующей отметки в паспорте (“евреи без еврейства”, называли их в Израиле в первые годы после эмиграции).
Есть фундаментальная разница в определении еврея на Западе и в Советском Союзе. На Западе национальность это гражданство: в Америке еврей, как и все прочие, американец, во Франции – француз, в Англии – англичанин. Он еврей в силу определенных культурных и религиозных предпочтений. При этом в официальных документах не указывается этническое происхождение или религиозная конфессия. “Быть евреем (на Западе) является делом добровольным – человек становится евреем или перестает им быть по своему желанию (численность еврейского населения определяется там по принадлежности к одной из тысяч синагог, одной из многих сотен еврейских организаций или по участию в еврейской общинной благотворительности)… в Советском Союзе еврей – это национальность”,[3] это данность, с которой человек живет всю жизнь. Она определяется этническим происхождением родителей, и изменить ее очень сложно.
Национальность записывалась в паспорте в пункте под номером пять (знаменитый пятый пункт). Граждане были обязаны постоянно иметь его при себе и предъявлять в различных инстанциях и ситуациях. В условиях государственного и бытового антисемитизма это серьезно усложняло жизнь евреев. Неудивительно поэтому, что многие прилагали усилия изменить нежелательную запись себе и своим детям, воспользовавшись анархией войны, переселений или просто с помощью подкупа. В случае смешанных пар, превышавших пятьдесят процентов (перепись 1970 года), дети могли легально выбрать себе нееврейскую национальность. Нельзя сказать, что это сильно облегчало им жизнь, поскольку во многих случаях родословная прослеживалась, да и били “не по паспорту, а по физиономии”.
Для значительной части населения еврейство имело отрицательную коннотацию. Положение изменила Шестидневная война, разрушившая ряд мифов, создававших негативный облик евреев. В результате начался обратный процесс: часть евреев, записанных русскими, особенно среди молодежи, стали бороться за восстановление записи еврейской национальности. Зачастую они хотели продемонстрировать этим протест против официальной политики и солидарность с Израилем, куда многие намеревались репатриироваться.
Наибольшим изменениям подверглись евреи, ставшие объектом революционных преобразований с первых лет советской власти. Они составят первую группу нашего рассмотрения. Несколько особняком среди них стоят восточные евреи Грузии, Дагестана и республик Средней Азии, которые хоть и прошли весь путь, начиная с Октябрьской революции, но, в силу определенных политических причин, о которых ниже, находились под значительно меньшим антирелигиозным и антинациональным давлением властей. Они составят вторую группу в нашем рассмотрении. Еще одну, третью группу, составят евреи западных областей Украины, Молдовы и Прибалтийских республик, присоединенных к Советскому Союзу в результате Второй мировой войны и к описываемому периоду находившихся под советской властью на протяжении одного поколения.
Первая группа составляла восемьдесят два процента еврейского населения и была наиболее высокообразованной и ассимилированной его частью. Мы уже рассмотрели некоторые из ее параметров. Эмиграция из этой группы будет относительно незначительной и составит за пять лет (1971-1975) около 36,000 человек. Половина эмигрантов этой группы отсеется в Вене. Это значит, что через пять лет относительно массовой эмиграции около одного процента от этой группы приедет в Израиль, а девяносто восемь процентов продолжит жить в Советском Союзе. Кроме того, около трех тысяч человек, относящихся к этой группе, позднее покинут Израиль.[4]
Вторая группа по переписи 1970 года насчитывала около 120,000 человек, что составляло около 6 процентов еврейского населения. Легенды, передаваемые из поколения в поколение, связывают их происхождение с десятью коленами, изгнанными ассирийцами со Святой Земли около 2,700 лет тому назад. Районы их расселения на южной и юго-восточной периферии СССР были аннексированы Россией только в девятнадцатом столетии. Грузинские евреи живут среди грузин-христиан, сохраняющих сильные религиозные и культурные традиции. Грузины приняли христианство намного раньше русских, всегда гордились своей древней культурой и терпимо относились к евреям, находившимся в их среде. Две другие подгруппы – горские и бухарские евреи – живут среди мусульманских народов, также сохраняющих религиозные традиции и богатое культурное наследие.
В первые годы большевистского режима в этих районах поднялись мощные антирусские движения, ставившие своей целью национальную независимость от России. Советский режим подавил движения сопротивления с большими военными потерями. Для умиротворения местного населения и из страха перед продолжением сепаратистских беспорядков большевики сформулировали специальный подход к этим регионам, называвшийся “Восточной политикой коммунистической партии”.
Восточная политика проявляла большую терпимость к местным традициям, включая религию. Ликвидация религиозных структур здесь осуществлялась медленно и осторожно, не достигая уровня России, Украины и Белоруссии даже на втором десятилетии советской власти. Такая специальная политика применялась также по отношению к местному еврейскому населению. В результате попытки секуляризировать еврейскую культуру в этих районах достигли лишь очень небольшого успеха.
Было бы, конечно, преувеличением сказать, что эта группа пришла в наше время как религиозный организм, но она, безусловно, придерживалась еврейской религиозной традиции в значительно большей степени, чем другие группы. “В их семьях три-четыре поколения живут вместе под одной крышей или в соседних домах. Старейший возглавляет клан. В каждой семье шесть-восемь детей. На трапезу собираются от десяти до двадцати человек, а по субботам и праздникам собирается вместе весь клан. Даже члены компартии делают своим детям обрезание. Свадьбы и похороны осуществляются в полном соответствии с древней традицией, которую соблюдают и стар, и млад. Семьи поддерживают свои синагоги”.[5] Одним из наиболее важных духовных элементов их традиции является особая привязанность к Земле Израиля как к Святой Земле, данной Аврааму, Ицхаку и Яакову и их потомкам. Первый документ движения за репатриацию советских евреев, ставший широко известным как внутри советского Союза, так и за рубежом, – письмо восемнадцати грузинских семей, – пронизан этим духом. Составляя всего 6 процентов от еврейского населения, эта группа в первые пять лет массовой эмиграции дала 37.3 процента алии – сорок одну тысячу из ста десяти тысяч приехавших. В составе группы практически не было людей, менявших свой маршрут в Вене на какую-либо западную страну.21
Третья группа в 1970 году насчитывала 257,000 человек, что составляло 12 процентов еврейского населения.[6] В этой группе между двумя мировыми войнами функционировали важные центры культурной и общественной активности. С основания независимой Латвии в 1918 году и до фашистского переворота в 1934 году в ней действовал широкий спектр еврейских организаций, сионистских и несионистских, от “Агудат Исраель” до “Бунда”. В столице Латвии Риге начинал свой путь “Бейтар”. В городе существовала разветвленная образовательная сеть с преподаванием на иврите или на идише. Функционировал театр на идише, несколько еврейских клубов и еврейские газеты. После 1934 года всякая национальная деятельность была запрещена, но на практике бóльшая часть культурной активности продолжалась до прихода русских.
В независимой Литве также функционировали разнообразные политические организации. После националистического переворота 1926 года эта активность продолжалась в полулегальных условиях, практически не сокращаясь. Несмотря на постоянно растущий антисемитизм, система школ, в которых языками преподавания были иврит и идиш, активно функционировала. Вильнюс, находившийся тогда на польской территории и возвращенный Литве в 1939 году Советским Союзом, рассматривался как один из мировых центров культуры на идише. Культура на современном иврите также получила развитие. Несмотря на сильную религиозную нагрузку в системе преподавания, бόльшая часть общественной, культурной и образовательной активности в Литве было светской.[7]
В северной Буковине и Бессарабии, принадлежавших между двумя мировыми войнами Румынии, еврейский активизм, главным образом сионистского характера, процветал, несмотря на частые волны антисемитизма. Существовала сеть школ на идише и иврите, функционировала еврейская пресса на идише, немецком и румынском. Значительная часть культурной и общественной активности была светской. Влияние той национальной деятельности сохранилось после войны благодаря евреям, пережившим Холокост в русском тылу, в советской армии, в рядах партизан, в гетто или в советских исправительно-трудовых лагерях.[8] Выжившие сохранили знание иврита и идиша, многие молодые люди росли в семьях, оберегавших досоветские культурные традиции.
Даже евреи, поселившиеся в этих районах после войны, испытывали влияние местных евреев и приобщались к их взглядам. Неудивительно поэтому, что уже в пятидесятых годах Вильнюс стал одним из центров еврейского культурного возрождения, а Рига стала одним из центров сионистской активности. В целом третья группа значительно меньше восточных евреев отличалась от окружающей ее социальной среды. Составляя 12 процентов еврейского населения, эта группа за первые пять лет массовой эмиграции дала 46.3 процента алии – пятьдесят одну тысячу человек. У нее был очень небольшой отсев в Вене и из Израиля – по одному проценту.[9]
Дополнительные штрихи к групповому портрету советских евреев можно получить из несколько неожиданного источника. В 1972 году в Советском Союзе готовились к первому визиту американского президента Ричарда Никсона. Советское руководство было информировано об активности еврейских организаций Америки накануне этого визита, часть советских руководителей испытала эту активность на собственном опыте. Они знали, что дискриминация еврейского населения внутри Советского Союза и ограничения на эмиграцию становились источником постоянной критики. В этих условиях председатель КГБ Ю.Андропов (по матери Файнштейн) отправил в ЦК КПСС ряд справочных материалов “для возможного использования на пресс-конференциях для иностранных журналистов в период пребывания в Советском Союзе президента США”.[10] Справка на двадцати страницах была подготовлена начальником пятого управления КГБ Бобковым.28
Воспользуемся выдержками из этих материалов (язык оригинала):
“Секретно
СПРАВКА
…В настоящее время евреи представлены 521 тысячей специалистов народного хозяйства (3.5% всех специалистов СССР)…
110.1 тысяч евреев – студенты высших учебных заведений, что составляет 5.12% всего еврейского населения страны. По общему числу студентов высших учебных заведений евреи занимают пятое место среди народов СССР. 63.7 тысячи представителей еврейской национальности работают в области науки, что составляет 7.2%. Из них 3.5 тысячи – доктора наук, 20 тысяч – кандидаты наук, 5.5 тысяч – аспиранты. По численности научных работников евреи занимают третье место после русских и украинцев. По численности докторов наук – второе место после русских.
Среди депутатов Верховного Совета СССР, Верховных советов республик и местных Советов около 8 тысяч евреев.
Высшего отличия – звания Героя Советского Союза удостоены 117 человек еврейской национальности, Героя Социалистического труда – 71 человек, в том числе дважды Героя Советского Союза – 2, дважды Героя Социалистического труда – 4, трижды Героя Социалистического труда – 3 человека.
За отвагу, проявленную при защите социалистического Отечества, за трудовые достижения и успехи в развитии науки и искусства в общей сложности 339 тысяч евреев награждены орденами и медалями СССР.
Почетное звание лауреата Ленинской премии в области литературы и искусства получили в стране всего 116 человек, из них евреев – 11 человек; в области науки и техники – всего 955 человек, из них евреев – 105 человек. Звание лауреата Государственной премии в области литературы и искусства получили в стране всего 1781 человек, из них евреев – 213 человек; в области науки и техники – всего 9272 человека, из них евреи – 1180 человек.
Значительное количество лиц еврейской национальности занято в литературе и печати (9.8%), искусстве (8.13%), медицине (5.8%)…
Только в 1971 году массовым тиражом издано собрание сочинений ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМА, переведено с идиш на русский и другие языки народов СССР более 300 книг еврейских авторов общим тиражом 40 миллионов экземпляров.
В Москве на языке идиш издается литературно-художественный журнал “Советиш Геймланд”, в Еврейской автономной области – газета “Биробиджанер штерн”, распространяемые в стране и за рубежом. Действуют народные еврейские театры в Биробиджане, Вильнюсе, Каунасе, Риге и Кишиневе, драматическая труппа в составе “Москонцерта”. В театрах и концертных залах страны регулярно выступает Московский еврейский драматический ансамбль под руководством заслуженного артиста РСФСР Б.ШВАРЦЕРА, ансамбль “Блуждающие звезды” под руководством А.ГУЗИК, музыкальная группа СИДИ ТАЛЬ, театральный ансамбль малых форм под руководством Э.РОЙТМАН…
В местах со значительным количеством еврейского населения – в Москве, Ленинграде, Киеве, Вильнюсе, Риге, Кишиневе, Тбилиси, Кутаиси, Одессе и других городах имеется около 100 синагог. Помимо этого в больших и малых населенных пунктах, где живут верующие евреи, существует более 300 миньонов. При Московской хоральной синагоге действуют духовная школа (иешибот) по подготовке служителей религиозного культа и механизированная пекарня по выпечке мацы. Только в 1972 году в этой пекарне было выпечено более 100,000 кг мацы…
НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ КОМИТЕТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ при СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
/БОБКОВ/
10 мая 1972 года”
Приведенные в данной справке статистические данные показывают, что еврейское население Советского Союза все еще играло важную роль в экономической, культурной и научной жизни страны.
Эти данные были призваны, естественно, создать у высоких гостей и журналистов благоприятное впечатление о положении еврейского меньшинства. Они хорошо иллюстрируют, каким образом советской пропаганде удавалось в течение стольких лет дурачить западных интеллектуалов и левые движения, среди которых был высокий процент евреев. В этой справке ничего не говорится о национальной кадровой политике, т.е. принудительной замене евреев на местные национальные кадры, в ней умалчивался о процессе вытеснения евреев из целого ряда областей деятельности. Она ничего не говорит о проблемах молодого поколения, сталкивающегося с процентными нормами при поступлении в ВУЗы, дискриминацией при поступлении на работу и огромном прессе государственного и бытового антисемитизма, достигшего после Шестидневной войны уровня настоящей пропагандистской вакханалии.
[1] По материалам: “Еврейская эмиграция в свете новых документов”, Б.Морозов, Центр Каммингса, Тель Авивский Университет, 1998, справка КГБ для ЦК, 1972 год, Документ 41, стр.139.
[2] Leonard Schroeter, “The Last Exodus”, “Weidenfeld and Nicolson”, Jerusalem, 1974, стр.14.
[3] По материалам: Михаил Занд, “Судьба, цивилизация, алия”, “В поисках себя”, стр. 24-27.
[4] По материалам: Михаил Занд, “Судьба, цивилизация, алия”, “В поисках себя”, стр.27.
[5] Евреи, приехавшие туда после войны из советской довоенной территории, не включены в эту группу.
[6] Большинство еврейских общественных, культурных и политических лидеров было арестовано и заключено в исправительно-трудовые лагеря после того, как эти районы были аннексированы Советам Союзом.
1. [7] По материалам: Михаил Занд, “Судьба, цивилизация, алия”, “В поисках себя”, стр. 25-28.
[8] “Еврейская эмиграция в свете новых документов”, Б.Морозов, Центр Каммингса, Тель Авивский Университет 1998, справка КГБ для ЦК, 1972 год, стр. 136.
[9] Там же.
[10] “Еврейская эмиграция в свете новых документов”, Б. Морозов, Центр Каммингса, Тель Авивский Университет 1998, документ 41, стр139-140.