Религиозные институции в России подверглись после Октябрьской революции тотальному разрушению. Слабые, тлеющие угольки, которым тоталитарная власть позволила остаться в качестве показной карты режима, подвергались постоянному давлению атеистической пропаганды (без права на ответ) и находились под бдительным контролем спецслужб. То, что “религия – опиум для народа”, каждый ребенок знал еще до того, как понимал, что такое опиум.
Разделил общую судьбу и иудаизм. Ушел в изгнание или в небытие волшебный мир хасидизма, погасла ученость литовских центров. Еврейское вероучение подвергалось двойному давлению. Помимо общей антирелигиозной направленности, критика иудаизма составляла важную составляющую государственного антисемитизма. Для тех, кто искал путь к еврейской религии, препятствия выглядели почти непреодолимыми: катастрофически не хватало раввинов, моэлов (специалистов по ритуальному обрезанию) и шойхетов (специалистов по ритуальному забою скота и птицы), негде было изучать иврит.
Неудивительно поэтому, что религиозное возрождение последовало за возрождением сионистским, стимулировавшим поиск корней, возврат к национальным ценностям и изучение иврита. Поначалу посещение синагоги, ношение кипы, празднование религиозных праздников было для подавляющего большинства скорее элементом национальной самоидентификации, а не веры, но постепенно выделился круг людей, для которых изучение и преподавание религиозных знаний стало главным. Так возникла религиозная составляющая отказного сообщества.
Тяга ассимилированных евреев к корням и готовность некоторых религиозных деятелей с риском для себя приобщать их к религии и традиции началась еще до того, как отказное сообщество начало формироваться. Воспоминаниями делится известный израильский издатель, доктор исторических наук Михаил Гринберг:[1]
– Я помню, в шестьдесят девятом году меня, восемнадцатилетнего парня, впервые пригласили в сукý (ивр., ритуальный шалаш), в которой сидело около десяти стариков и человек восемьдесят молодых парней и девчат. Это было в Салтыковке под Москвой. Солик Пинский, тогдашний казначей Хаббада, привез меня туда из Малаховки под большим секретом.
– Где находится Салтыковка?
– Это как Малаховка, только по Горьковской дороге, в десяти километрах от кольцевой дороги. Перловка, Салтыковка и Малаховка – три крупнейших подмосковных центра. На Суккот я впервые увидел молодых, здоровых, сионистски настроенных ребят. Не думаю, что большинство тогда так уж интересовалось религией, но они осознавали простую, в общем, истину, что традиция является объединяющим элементом еврейской жизни. Я сидел, глазел по сторонам, слушал и не вступал ни в какие разговоры. Говорят, что в религию впадают от несчастья, а у меня все было хорошо: я с блеском закончил первый курс, все было здóрово, но… чего-то не хватало.
– Говорят, что есть люди, на которых это хорошо ложится, а есть – нет. Кто вел встречу?
– Хаббадник, отец Солика Пинского. Он из тех, кто в двадцатые годы учились в подпольных хаббадных ешивах, то есть преемственность, безусловно, была.
– Я слышал, что многие из них прошли лагеря и тюрьмы.
– В двадцатые-тридцатые годы были посадки. Многие сели в сороковые годы или уехали из Советского Союза с фальшивыми польскими паспортами.
– Они ехали в Израиль?
– Кто-то в Израиль, а кто-то в Америку. Я встречал и тех, и других.
– Религиозные убеждения влияют на выбор места жительства или у них такое же распределение, как у светских?
– Нужно понимать, что различные направления хасидов группируются вокруг адмора (аббревиатура ивритских слов “адонену морену ве-раббену” — “наш господин, учитель и раввин” – Ю.К.), цадика, являвшегося главой их движения. Ребе был в Нью-Йорке, поэтому многие ехали туда. Но чаще всего они его спрашивали по телефону, телеграммой или письмом, и он многих направлял в Израиль.
– Ты спрашивал?
– Нет, я поехал сразу в Израиль. Но я же не хаббадник, скорее “прихаббаденный”. То есть я молюсь, как хаббадник, нусах (ивр., принятый порядок и формула молитвы) у меня хаббадный, нюансы хаббадные, но я, скажем так, – не солдат.
– Твои дети учатся в хаббадной ешиве?
– Нет, они не пошли по пути Хаббада, но и навешивать на них наклейки я не стал бы.
– Это говорит о некоторой свободе выбора, об отсутствии жестких границ между некоторыми направлениями, о том, что они проницаемы…
– Да, вот младший у меня – сионист, оба сына прошли “ешиват эсдер”,[2] армию, старший служил в десантных войсках, младший тоже в боевых частях.
– Вернемся на время в Союз. Ты приобщился к религии, будучи еще студентом. Как тебе удавалось совмещать жизнь в разных мирах – институте и синагоге?
– Без проблем. Я был достаточно цельной натурой, мог усвоить и то, и другое и сохранить то, что мне близко.
– После института ты пошел в армию, хотя у тебя уже был ребенок. Почему?
– У нас не было военной кафедры. После таких институтов служили год. Мне выпало служить рядовым в ракетных войсках. Папа, сам военный, сказал – служить, и я пошел, не косил.
– Твое первое празднование Суккот организовал Хаббад?
– На том празднике был Хаббад, а в Малаховской синагоге были представители разных направлений. Но если остальные ждали, когда к ним придут, и не выходили наружу, то Хаббад проявлял активность. Это и сегодня так. Когда Черкизовскую синагогу сломали и молящиеся перешли в Марьину Рощу, так там были махновские хасиды, рахмистровские хасиды. Ты о таких, поди, и не слышал?
– Не слышал. Я больше с любавическими встречался. Они тоже хаббадники?
– Хм… давай так: Хаббад – это одно из направлений хасидизма. Не наоборот. Есть слонимские хасиды, рахмистровские хасиды, бовинские, садигорские, белзовские, гурские, бельские… Самые крупные общины в Израиле это как раз гурские и бельские хасиды, хаббадники здесь не самые большие.
– Общины названы по именам цадиков?
– В основном по названию местечка.
– Просвети меня, пожалуйста, в чем разница между любавическими и, скажем, белзовскими хасидами?
– В одежде, в отношении к цадику, к “Гемарре”, “Танаху”, “Тэхилим”. Только в брацлавском и хаббадском хасидизме, например, есть собственное учение, своя философия. Хаббадский хасидизм интеллектуально ближе к литовскому направлению, но хаббадники изучают также труды Ребе (Шнеер Залман из Ляды или Альтер Ребе, основатель Хаббада): философскую книгу “Тания”, “Шулхан Арух Арав”. У большинства хасидов этих специальных трудов нет. У них есть толкование недельных глав Торы или майсы (истории), связанные с тем или иным ребе. Но и то, и другое – хасидизм, т.е. большая роль отводится цадику, велико влияние каббалы, важна экзальтация, важно исполнение заповеди воспринимать Тору с радостью. Разница между литовским направлением (митнагдим) и хасидизмом в двух словах состоит в том, что литовские раввины говорят “плохо делать плохо”, а хасиды говорят “хорошо делать хорошо”.
– Такая атомизация религиозного движения приводит, вероятно, к конкуренции и не способствует созданию объединенного голоса. Верно?
– Что значит “единый голос”?
– Всякое религиозное направление тяготеет к провозглашению единственно верных сакральных истин, и если они отличаются друг от друга, то это плохо для них всех: они подрывают авторитет друг друга, не создавая общего поля веры и доверия.
– Каждый человек индивидуален, каждая община имеет свои особенности, свои исторические корни, испытывает влияние того или иного человека. Цель одна, и истины одни, а пути к ним – разные. Солнце вот одно, а лучей у него сколько! Поэтому у одного кипá островерхая, а у другого плоская, у одного шляпа такая, у другого сякая…
Прекрасный образ. Элементарная логика долгое время не позволяла мне понять, почему три монотеистические религии так нетерпимы одна к другой. Все они утверждают, что Б-г один и в то же время непознаваем, т.е. все молятся одному и тому же Б-гу, но каждая под влиянием исторических обстоятельств и лидеров понимает Его несколько иначе, и это естественно. Но цель-то у всех одна, только пути разные, а сколько невинно пролитой крови!
– Миша, но тогда что плохого в христианстве и исламе?
– А кто говорит, что это что-то плохое?
– Ты признаешь, что они молятся тому же Б-гу?
– Да, признаю, только, скажем, “един в трех лицах” – это мне сложно…
– Со временем и кипа канонизируется, становится сакральным элементом.
– Да, есть такое, и это неизбежно, но тут другой уровень. На серьезном, фундаментальном уровне у нас все, безусловно, общее. Православные и католики, например, вместе молиться не могут, а бельские хасиды и хаббадники – могут, и друг к другу в гости ходят.
– А бельские и, скажем, литовские митнагдим?
– Объединились в единую партию под названием “Агудат Исраэль”, в которой состоят и митнагеды, и бельские хасиды, и гурские хасиды. Так что утрировать не надо.
– Миша, у тебя светское гуманитарное образование. Столкновений между интеллектом и тем, как записаны некоторые древние религиозные тексты, никогда не возникало?
– Мне еще в детстве объясняли: то, что поддается разуму, он объясняет, а дальше, за пределами человеческого разума, идет вера. Я думаю, что многие хасидские и нехасидские раввины подпишутся под словами Тертуллиана: “Верую, потому что абсурд”. Это христианская точка зрения, но… вера – это другой уровень. То есть мы поверили в то, что иногда разумные истины не поддаются рациональному осмыслению, и поэтому в них можно только верить и этим указаниям следовать. Есть масса истин, к которым рациональный разум только сейчас приходит, а о них много веков тому назад сказал какой-нибудь раввин.
– По мере того, как разум продвигается, граница непознанного отодвигается…
– Отодвигается, но разум все равно имеет предел.
– Хасиды признают Израиль?
– Бельские и гурские участвуют в выборах, а хаббадники и голосуют, и в армию, извините, ходят.
– Вернемся в шестдесят девятый год. Что было после той первой встречи?
– Я ходил в синагогу, общался с Соликом Пинским вплоть до его отъезда в Израиль в семьдесят шестом году. Он работал инженером-химиком и совмещал это с гизбарутом (ивр., управлением финансами) Хаббада. Потом это все возглавил Гейч. Там бывал человек-легенда того времени Мотл Лифшиц, тоже хаббадник.
– Он тоже отсидел пятнадцать лет?
– По-моему десять, сел в году тридцать девятом.
– Сам ты играл какую-нибудь активную роль?
– Это уже в восьмидесятые годы. Я жил на окраине, у меня был свой дом. Мы любили устраивать там хаббадные посиделки, являвшиеся центральным моментом хасидской жизни. Это праздник, учеба, беседа. Кроме того, выполнял кое-какие поручения, читал лекции, потом от меня потребовали, чтобы я возглавил малаховскую общину. Я там ремонт сделал в синагоге, возобновил уроки Торы. Много чего было. Тогда там и Шахновский был. Начальниками были Розенштейн и Гейч, но я имел дело с Гейчем. Потом мне дали поручение восстанавливать могилы цадиков. В связи с этим я посетил двадцать пять мест, многое восстановил и, в результате, когда приехал в Израиль, стал героем хасидского народа.
– У тебя сохранились записи с тех времен?
– Записи не вел, но написал большую статью и книгу на эту тему. КГБ за мной следил, но не трогал. Опрашивал тех, с кем я общался.
– С сионистами ты тоже общался?
– Политикой не занимался, с сионистами старался не общаться, только с Эдельштейном, доставшимся мне по наследству. Иногда он куда-нибудь тащил.
– Помню, я у тебя дома несколько раз бывал…
– Конечно, да и свадьба Эдельштейна была у меня дома. Ты помнишь? Его взяли через несколько месяцев после свадьбы. Восемьдесят четвертый год.
– На этой свадьбе было столько сионистов!.. Когда ты приехал в Израиль?
– В восемьдесят восьмом году. Потом я читал лекции в Америке, ездил в Канаду. А сейчас вот книги издаю.
Одним из первых преподавать Тору в отказе начал учитель иврита Сергей Гурвиц.
– Гурвиц, старый друг Лени Иоффе, иврит освоил очень хорошо, – вспоминает Зеев Шахновский.[3] – Но он сразу увлекся религией. Большое впечатление произвели на него какие-то книги на русском языке, и он начал искать способ, как это исполнять. Были люди, соблюдавшие заповеди всю жизнь. Отдельно шел, например, Давид Каждан, который потом на этой основе объединился с нами.
– Ты имеешь в виду известного профессора Каждана, который ходил в кипе в МГУ?
– Да. Он вышел на религиозных людей и изучал у них Тору.
Зеев, популярный преподаватель иврита, уже в начале семидесятых годов тоже перешел на преподавание Торы. Многие учителя включали в уроки отрывки из “Танаха”. На этом материале можно было соприкоснуться с древнейшими пластами языка, услышать голос далеких предков. У Шахновского занятия Торой стали доминировать. Он освоил шрифт Раши и стал включать в уроки его комментарии.
– Как у тебя это произошло, Зеев?[4]
– Во-первых, влияние Сережи Гурвица, а во-вторых – меня самого к этому тянуло. Были люди, помогали… Исроэл Пинский, активный в этом плане человек. Так – постепенно…
– А как ты зашел на хаббадную улицу?
– Ну, это Пинский и есть.
– Ты не только сам углублялся в Тору, а начал обучать…
– Все первые учителя, не обязательно ставшие религиозными, вводили Тору в уроки, считали, что надо бы почитать из нее.
– Да, они это делали с точки зрения языка, а у тебя это стало образом жизни.
– Правильно. Но, по крайней мере, частью культуры тогда это было у всех, а сейчас это не совсем так. Тогда многим хотелось почитать Тору…
– Мы шли от полного незнания, нащупывали свое национальное “Я”, пробовали все… На кого-то это легло, а на кого-то нет.
– Да, а почему легло, трудно сказать. Столько лет я это наблюдаю, но однозначного ответа не нахожу. У некоторых, видимо, есть какая-то предрасположенность…
– Как начал формироваться хаббадный круг?
– Не знаю, почему так получается, но Хаббаду свойственен активизм распространения… Приедешь в Непал, и на девяносто процентов можешь быть уверен, что встретишь там хаббадника. Взять, к примеру, семидесятый-семьдесят второй годы. Тогда все религиозные люди были еще очень напуганы. Из наших хаббадников я знал только одного, не прошедшего тюрьму. Остальные все сидели. Помнишь Мотла-резника? Так вот, он четырнадцать лет отсидел за то, что делал обрезания… Они все были крепко напуганы. И Ребе (Любавический Ребе – глава движения Хаббад., Ю.К.) по легенде сказал, чтобы они перестали бояться и вышли к людям. И они вышли… первые. Когда из-за рубежа приезжал какой-нибудь раввин, ему особенно некуда было направиться, а к хаббадникам уже тогда можно было прийти на квартиру. Некоторые не боялись приглашать и молодых людей. Это делали Минский и Гейч. Я помню, мы с Городецким сидели у Гейча на каком-то празднике – не боялся позвать. Когда в январе семьдесят пятого года нам с Леной сделали хупý (ивр., религиозное бракосочетание), кроме стариков мне разрешили пригласить только Гольдблата.
– Разные были люди. Кто-то еще боялся, а кто-то боролся за то, чтобы к ним приходили…
– Это попозже немного. Хаббадники были первыми, кто в этом смысле открылись. Если ты, к примеру, не просто потихонечку учишь Тору, а хочешь остаться свободным человеком, да еще в Израиль собрался, ты мог прийти только к хаббаднику. Другие боялись.
– Я делал хупý с Инной в сентябре семьдесят шестого года. Ее проводил американский раввин, и было полно народу.
– Правильно, потому что уже в августе семьдесят пятого хупý устраивали прямо в синагоге в Марьиной роще, и там было человек шестьдесят. А потом и другие старики стали открываться. В семьдесят пятом году сильно вошел Гриша Розенштейн. Он пришел к религии, иврит потихоньку изучал… Я административную деятельность не люблю, а он все организовывал, в том числе встречи с теми, кто приезжал. Он оставил заметный след в этих делах, сильный организатор.
– Зеев Куравский остался в России, потому что ему Ребе приказал?
– Ребе не то чтобы настаивал на том, чтобы кто-либо оставался. Он сам так решил. Он сначала учился у кого-то, потом у меня, стал активен, начал преподавать и быстро двигался к религии. Да, люди как-то вышли из подвалов. Примерно в это время начинал Эссас. Он хороший организатор, начал активно работать. У него вообще голова хорошая…
– Он ведь начинал как активист: письма подписывал, вошел в центральный круг активистов…
– …но не шел на баррикады. Он устроился к одному старику и изучал у него Талмуд, Тору… один на один – тихо ходил и учил. Это ему из Риги устроили. Он занимался у человека, который сидел за это десять лет.
Илья Эссас родился и вырос в Вильнюсе, столице Литвы, в сионистской семье. Его отец еще перед войной, до рождения Ильи, планировал уехать в подмандатную Палестину, но советское вторжение помешало. “В семье не соблюдали еврейских традиций, – вспоминает Илья,[5] – но всегда помнили, что Израиль – это наша родина, а еврейский народ – это наш народ. У меня никогда не было друзей неевреев, я общался только с евреями”.
В 1970 году Эссас женился на москвичке и перебрался в Москву. В 1973 году семья подала документы на выезд, и Илью сразу уволили с работы. Пошел учиться в ешиву при московской синагоге и продержался там почти год. Его исключили за участие в демонстрации отказников. Мы считали Эссаса раввином-отказником, у него действительно была смихá (ивр., право на преподавание Торы), но он об этом никому не рассказывал. Он начал преподавать Тору в 1977 году после многих лет учебы.
“Я сам придумал методику преподавания, – вспоминал Илья,[6] – чтобы людям было тепло и хорошо, умно и радостно, и чтобы люди стали жить по-еврейски. Что-то в этом плане удалось. Всё это было параллельно с борьбой за выезд. Были обыски, аресты, допросы по разным делам…”
– Я помню, у тебя было довольно много групп, – обратился я к Илье.[7]
– Да, в основном молодых людей.
– И при этом ты находил время для индивидуальных занятий. Помнишь, как ты со мной занимался индивидуально?
– С тобой – это другое… Ты все-таки друг и соратник, а в комнате, где проходили занятия, я был старше всех, кроме Семена Абрамовича Янтовского, бывшего в два раза старше меня.
– Он тоже преподавал?
– Нет-нет, он был учеником и очень усердно учился. Все остальные были младше, а мне в семьдесят восьмом году было тридцать два года.
– Сколько раз в неделю были занятия?
– В моей системе каждый день. Я сам давал уроки три раза в неделю. В семьдесят седьмом у меня было пятнадцать учеников, в восьмидесятом – пятьдесят, а когда я уезжал в восемьдесят шестом году, тех, кто так или иначе у меня учился, набралось около двухсот человек.
– Как ты снабжал их учебными пособиями?
– Один из моих учеников делал это фотоспособом. Уголовный кодекс, как ты знаешь, я чтил, поэтому ксерокс исключался. Мы делали отрывки из “Сидуров” (сборников молитв, Ю.К.), “Хумаша” (“Хумаш” – “Пятикнижие”, Ю.К.). Потом, постепенно я познакомился со стариками, у которых были книги. Иногда они были потомками религиозных евреев, которые отдавали или продавали нам эти книги. Им самим книги были уже не нужны, а сжечь или выкинуть они стеснялись.
– В чем состояла принципиальная разница между тем религиозным направлением, которого придерживался ты, и тем, которого придерживалась группа Влада Дашевского?
– Тут надо внести некоторую ясность в терминологию, тогда будет легче обсуждать. Начнем с того, что все они без исключения были моими учениками.
– И Дашевский?
– Дашевский по возрасту был старше меня, и он был моим приятелем с семьдесят второго года. У нас был общий друг, Натан Файнгольд, который нас и познакомил. Файнгольд начал глубоко интересоваться религией примерно в то же время, что и я, то есть мы двигались как бы параллельно. Я с ним подружился, а он был дружен с Владом Дашевским. По просьбе Дашевского его дочка Ира и ее муж Михаил Кара-Иванов, а также друг Кара-Иванова Петя Полонский стали ходить ко мне на занятия. Дашевский хотел, чтобы я взял их под мое крыло, поскольку они в то время начали увлекаться религией и пошли… другими путями… Я не хочу сейчас об этом говорить.
– Ты имеешь в виду Александра Меня?
– Близко к этому. Человек был другой, но – близко. И Влад попросил меня просто взять их под крыло. Они пришли в том же семьдесят седьмом году и были весьма способными учениками. Когда Петя женился, мы начали проводить занятия у него дома. Мы все дружили, а в восемьдесят первом году у нас произошел раскол, который не был связан ни с какой идеологией. Это потом кому-то стало удобно объяснять все идеологией. Раскол был на фоне одного поступка, который я посчитал неправильным и предложил извиниться, исправить причиненный вред. Они сказали: “Нет, мы не будем ничего исправлять”. Тогда я сказал, что я не смогу с ними больше заниматься, и они оформились как отдельная группа. Это случилось в конце восемьдесят первого года. Во время моего последнего разговора с Петей, когда я еще не знал об этом поступке, он высказал мысль о том, что нам нужно найти флаг. У Хаббада, мол, есть Ребе, и нам тоже нужно идти с флагом, что-то в этом роде. Я сказал: “Меня Сталин отучил от портретов и от флагов. Я не думаю, что может быть флаг лучше, чем Тора и Моше Рабейну”.
– Он кого-нибудь конкретно имел в виду?
– Да-да, он мне сразу сказал, кого имел в виду. Он сказал, что лучше всего для этого подойдет рав Соловейчик. Я ответил ему тогда: “Я редактировал переводы книг рава Соловейчика на русский язык, я отношусь с уважением ко всем раввинам и буду последним, кто будет против изучения его трудов, но брать его в качестве флага и подписываться под его идеологией я считаю неправильным”. Он сказал, что ему не кажется это правильным, что ему жаль, что я ошибаюсь. На этом мы и разошлись. Но он был моим учеником, он сам еще ничего не мог сделать…
На свободном мультикультурном Западе национальность определяется гражданством, а еврейская идентичность – религиозной конфессией. Американские евреи – это американцы Моисеева закона, французские евреи, соответственно – французы Моисеева закона и т.д. В социальной ткани западных евреев синагога играет центральную роль вне зависимости от того, насколько глубоки собственно религиозные верования. Синагога на Западе – это понятный и привычный (на протяжении тысячелетий) центр, вокруг которого пульсирует еврейская жизнь. Израиль и все, что с ним связано, стали дополнительным элементом еврейской идентичности только в последнее время. Неудивительно поэтому, что западные евреи глубоко переживали разрушение еврейской национальной жизни в Советском Союзе и трогательно относились к первым росткам ее возрождения.
Но на Западе сосуществуют несколько еврейских конфессиональных направлений. Приветствуя религиозное возрождение в целом, каждое направление предпочитало при этом поддерживать именно свою ветвь.
– Илья, просвети меня, пожалуйста. Рав Соловейчик – это ведь религиозный сионизм?
– Рав Соловейчик бывший глава религиозного университета в Нью-Йорке (“Ешива Юниверсити”, Ю.К.). Тогда он был еще жив, состоял в “Агудат Исраэль” (несионистская ашкеназская религиозная партия, Ю.К.), а в сороковые годы начал поддерживать сионистское движение и стал духовным отцом и символом религиозного сионизма в Америке. При этом он продолжал ходить в черной кипе, в шляпе, не был членом “Мафдаля” (партии религиозных сионистов, Ю.К.), всегда старался не связываться с политикой. У меня нет никакого направления. Ни тогда, ни сегодня. Но я готов поддержать любые положительные начинания. Поэтому я дружу и с хасидами, и с литовцами, и с сефардами. Меня официально приглашают на съезды “Мизрахи” (движение религиозного сионизма, Ю.К.), я у них в списках. Я дружу со всеми.
– Тебя определяют как лидера “Агуды” в отказе, Дашевского – как лидера “Мизрахи”, а Розенштейна – как лидера “Хаббада”. Насколько верно определять тебя как человека, придерживающегося мировоззрения “Агуды”?
– Поскольку ни одна из вышеупомянутых организаций не может сказать, что я являюсь приверженцем их политической идеи, то это просто неверно. Если посмотреть, какие раввины приезжали в мою группу проводить уроки, то я бы сказал, что четверо из пяти были ассоциировавшиеся с “Агудой” и один из пяти – с “Мизрахи”. Но ты пойми, не я же приглашал из-за границы этих людей. Это были люди, которых присылала Лишка, или друзья из Англии, или из Америки.
– Илья, ты ведь был серьезным активистом борьбы за выезд, и ты был сионистом.
– Точно.
– Для тебя Эрэц Исраэль – это очень серьезно.
– Да, я думаю – серьезней, чем для многих других.
– Но “Агуда”, насколько я понимаю, Государство Израиль пока не воспринимает. Помоги мне разрешить это противоречие. То, как я тебя помню, и то, как тебя определили, у меня не совмещается.
– Еврейская жизнь сложна, Юлик. Я считаю, что евреи должны жить в Израиле, и своей жизнью это доказываю. Я уважаю раввинов и учителей Торы вне всякой связи с политикой. Если человек слаб в Торе, он может сколько угодно клясться в верности Израилю, в моих глазах он слабый учитель и неграмотный человек. Люди “Агуды” живут в Израиле давно, задолго до того, как мы здесь появились. Они были частью правительства и частью Кнессета еще до того, как мы подали документы на выезд.
– Но официально они до сих пор Израиль не признают.
– Они признают. Они считают, что это “бэдиавад”, а не “лехатхила” (“реально существующее”, а не “изначальное”, Ю.К.). Уж я-то знаю их теорию. Если ты имеешь в виду общину “харедим”, то это другое дело, они считают, что даже “бэдиавад” это неправильно. “Харедим” считают, что Израиль – это несчастье еврейского народа. Их не надо путать с “Агудой”, которая считает, что Израиль – это то, что есть, и мы признаем Израиль так же, как мы признаем другие государства. А раз государство есть, то надо стараться делать его более еврейским и принимать в нем участие, не нарушая при этом, конечно, “Галаху”. Из этого следует тяжелейшая для них проблема – в кавычках или без: быть или не быть министрами в правительстве. Они говорят, что они не хотят коллективной ответственности в правительстве, поэтому они только замминистры, но это ведь не значит, что они отрицают государство.
– Ты лично признаешь Государство Израиль?
– А что значит признавать? Я гражданин этого государства, у меня есть удостоверение личности этого государства.
– Ты признаешь легитимность этого государства, несмотря на то, что оно не создано Машиахом?
– Легитимность – в каком смысле? С точки зрения ООН?
– С твоей собственной точки зрения.
– Я рассматриваю это как процесс, который включал идеалы, устремления, еврейские тональности, созидательные элементы, но этот процесс содержал также и глупости, подсознательные антисемитские взгляды и разрушительные элементы. Наш народ – это ведь исключительный народ, его нельзя сравнивать с другими народами, как нельзя сравнивать Израиль с другими странами. Я, например, на сегодня, чтобы тебе было понятно, даже не думаю праздновать День Независимости. У меня это обычный рабочий день. Я только подумываю всерьез, не праздновать ли мне четвертое июля как мой день независимости.
– Что такое четвертое июля?
– Это День Независимости Соединенных Штатов. И не потому, что я ощущаю свою принадлежность к Соединенным Штатам, я очень критически к ним отношусь, а потому, что они хозяева нашей страны. Не бойся, я пока не праздную их День Независимости. Но если мне с пистолетом у виска скажут, что раз в году я обязан праздновать чью-то независимость, то я – точно! – выберу четвертое июля. В то же время я живу здесь, мне нравится здесь, и я думаю, что я делаю для нашей страны и для нашего государства, – слышишь мои слова? – для нашей страны и для нашего государства больше, чем многие другие.
– Ты готов послать своих детей служить в армию этого государства?
– А мне не надо быть готовым, друг мой. Два моих сына, а у меня их двое, протопали по три года в армии. Старший сын командир танка, служил в Ливане.
– Какое совпадение. Мой сын тоже танкист и тоже служил в Ливане.
– Младший сын тоже танкист, служил на Голанах. Но при этом я очень критичен к израильской армии. Эта армия разрушает души наших людей. Мои сыновья пошли сами, и я не возражал. Но я считаю, что в армии должны служить только религиозные люди. Только! Нерелигиозные люди не имеют права служить в израильской армии. Потому что они защищают ее не как идеал, а как непонятно что… Видишь, какая у меня ирбувия (ивр., путаница) в голове! А ты хочешь записать меня, дорогой, в какую-нибудь партию. Невозможно, Юлик.
– Я так понимаю, что ты сам и есть твоя собственная партия.
– Еще в восемьдесят первом году я написал статью, в которой есть размышления на эту тему. Не так давно я ее перечитал и был потрясен – с тех пор мало что изменилось.[8]
Религиозный сионизм, как мы уже поняли, также был представлен в отказе. Его возглавлял Влад Дашевский.
– Влад, когда ты сам пришел к религии?[9]
– На этот вопрос трудно ответить числом. Я помню, что после третьего класса школы мы с другом как-то устроили семинар на тему “Есть ли Б-г?”. Наши доводы были наивны, но мы пришли к выводу, что Б-г есть… Это, конечно, не считается. Религиозным я не был совсем. Я заинтересовался нашими традициями, Торой в разгар Шестидневной войны. Подспудно – до нее, но осознанно именно в то время. После этого я все время пытался узнавать что-то, но момент, когда я заинтересовался серьезно, отстоял далеко – в семьдесят девятом году.
– А когда ты подал документы на выезд?
– В семьдесят седьмом.
– Влад, ты кандидат наук?
– Да.
– В какой области?
– Теоретическая физика.
– Как и когда возникла идея делать второй лагерь в Израиле, делать “Маханаим”?[10]
– Трудно назвать момент. Когда идея захватывает, ты делишься ею с окружением. С самого начала, с Шестидневной войны, я вел за собой небольшой кружок молодежи. А когда они подросли, они меня сильно потянули вперед. Мы развивались как связка.
– Тебе было просто интересно с ними, а им с тобой, или вы занимались чем-то конкретным?
– Нет-нет. Ведь мы отличались на целое поколение, так что интерес был направленный. Я им давал песни Карлебаха, рассказывал то немногое, что знал из истории Израиля, из идеологии, немножко делился знаниями иврита, когда они еще были позади меня. То есть это были чисто еврейские интересы.
– Кто был твоим учителем иврита?
– У меня, стыдно сказать, никогда не было учителя. Я изучал иврит самостоятельно, поэтому дыры сквозят отовсюду. Моим первым учебником был Шломо Кодиш, первые двести-триста слов – оттуда.
– Как же вы занимались Торой? Ведь для этого нужно хорошее знание иврита.
– Не только иврита. Когда мы начали изучать Талмуд, нужен был еще приличный арамит (ивр., арамейский язык), а откуда его взять? Я помню, первую страницу “Гемарры” читал в течение недели и плакал крупными слезами, я не мог понять, что там написано. Но когда очень надо…
– А учителем Торы у тебя был кто-нибудь?
– Тору я тоже многие годы изучал с палочкой вплоть до того, что шрифт Раши расшифровывал методом билингвы, методом сравнения с параллельным текстом. Я был счастлив до невозможности. Помню, я сказал тогда: “Еще сто евреев научатся читать Тору с комментариями Раши, и “милуха” (идиш, – власть) с нами ничего не сделает”.
– Вы начали в семьдесят девятом-восьмидесятом годах?
– В семьдесят девятом только начинали, а в восьмидесятом структура вполне сформировалась. Нас было десять человек, мы собирались раз в неделю часов на пять и обучали друг друга. У каждого на неделе был свой кружок, с которым он занимался раз или два раза в неделю. Мы занимались Торой. Талмуд я впервые решился преподавать в восемьдесят четвертом году, когда сам был еще на достаточно слабом уровне. Нужно подчеркнуть, что мы шли от ясно принятого решения ехать в Израиль, то есть от национальной мотивации, и пришли к религии, а были группы, которые двигались в противоположном направлении. Кто-то дошел, кто-то не дошел. Из всех известных мне людей нашей группы никто не начинал с религии и двигался в сторону Израиля, все начинали с Израиля и двигались в сторону религии.
– У вашей группы было какое-нибудь имя?
– Она имела подпольное имя “фирма”. Мы все были безработными и зарабатывали подготовкой абитуриентов. У нас было даже фирменное объявление – “200 задач”. Поэтому между собой мы назывались “фирма”.
– Были ли у вас какие-либо принципиальные расхождения с группой Ильи Эссаса?
– Смотри, мы ведь не в вакууме развивались. Было сильное влияние из Америки, из Израиля, значительная часть организационных структур была импортирована. Поэтому в отказной среде довольно быстро сложились три направления: “Хаббад”, литовское направление и религиозный сионизм.
– Литовское направление – это современная “Агуда”?
– Да.
– Но “Агуда” не признает Израиль…
– Не так однозначно. Не вся “Агуда” находится на позициях “Сатмара” (“сатмарские хасиды” – категорические противники Израиля – Ю.К). Т.е. они изначально считали, что не надо было создавать государство, что нужно было подождать, пока придет время. Но поскольку была Катастрофа и поскольку нужен был какой-то приют, и раз уж оно возникло, то надо его признавать постфактум, как существующую реальность.
– В интервью Эссаса Абе Таратуте приводятся такие слова: “Я могу вслух сказать, что на все национально-религиозные партии без исключения мне наплевать. Я за них голосовал один раз в жизни и больше не буду”.[11] Могли ли идеологические разногласия способствовать возникновению противоречий между вами?
– Я к религиозным партиям тоже всегда относился с огорчением. Я не хотел бы видеть религию, представленную как партия. Я предпочел бы, чтобы религия распространяла свои ценности всему народу неполитическими путями, но поскольку тут все политизировано, приходится с этим мириться. Мы всегда были далеки от партий, включая и национально-религиозные, так что сказать, что это могло быть противоречием, было бы недоразумением.
– Можно ли в таком случае сказать, что влияние, шедшее из Израиля, было влиянием не партий, а неких общественных организаций?
– Наш кружок складывался без непосредственного влияния каких бы то ни было израильских сил. Это было, прежде всего, влияние идей – идей Мартина Бубера, рава Иосифа Соловейчика. Контакты с Израилем возникли гораздо позже.
– А с американскими религиозными организациями?
– Раньше возникли контакты с книгами. Организационные контакты были довольно слабы, поскольку Эссас был в силе и довольно эффективно нас блокировал, подавлял инакомыслие.
– Занимались ли вы организацией детского сада, школы?
– Было. У нас учились Славик Успенский, Аня Чернобыльская и другие. Летом мы устраивали это на даче в Поварово, потом несколько лет в Ухтомке. Это была религиозная школа. Кроме того, мы сотрудничали со школой Люсика Юзефовича, предоставляли им преподавателей. Детские садики мы создавали вплоть до девяностого-девяносто первого годов.
– Влад, как ты оцениваешь масштабы религиозной деятельности в отказе и ее влияние на борьбу за выезд?
– Я думаю, что количественно преобладали, конечно, люди, далекие от религии, но в наши времена антирелигиозных людей в отказе я почти не могу припомнить.
– Да, это было время поиска национальной идентификации.
– Для людей нашего поколения отказа – как религиозных, так и нерелигиозных – ощущение, что религия есть часть самоидентификации, является важнейшим фактором и сегодня. Я надеюсь, что никогда его не потеряю. Наличие религиозной части в отказе было абсолютно необходимо, потому что без этого мы были бы в чем-то похожи на диссидентов, оставшихся с крушением советской власти у разбитого корыта – им больше нечего делать. Я имею в виду средний слой диссидентов, не людей типа Буковского.
– Когда появился “Маханаим” (ивр., дословно – “два лагеря”)?
– В восемьдесят седьмом году, когда мы решили открыть второй центр в Израиле. Туда к тому времени переехала заметная часть наших активистов.
Многочисленные связи с зарубежными религиозными общинами и помощь, которую те оказывали отказникам в виде доставки религиозной литературы, предметов культа и кошерной пищи, сделали религиозное возрождение возможным. Одновременно с помощью приходило соответствующее идеологическое влияние на начинающих “баалей тшува” (ивр., возвращающихся к религии). В результате в отказе сложилось три религиозных направления: “Хаббад”, “Агудат Исраэль” и религиозные сионисты.
Хаббадная активность в Москве концентрировалась вокруг Зеева Шахновского, Михаила Шнайдера и Григория Розенштейна, а в Ленинграде – вокруг Ицхака Когана. Деятельность “Агуды” в Москве концентрировалась вокруг Михаила Нудлера и Элиягу Эссаса, а в Ленинграде вокруг Григория Вассермана. Лидерами религиозных сионистов в Москве были Влад Дашевский, Михаил Кара-Иванов, Пинхас Полонский и Александр Холмянский.
[1] Михаил Гринберг, интервью автору
[2] “Ешиват эсдер”(ивр) – религиозное учебное заведение, сочетающее обучение Торе и службу в Армии обороны Израиля.
[3] Зэев Шахновский, интервью автору.
[4] Там же.
[5] Илья Эссас, интервью Абе Таратуте, декабрь 2004, цитируется по сайту “Запомним и Сохраним”, http://www.soviet-jews-exodus.com/.
[6] Там же.
[7] Илья Эссас, интервью автору 06.05.2006.
[8] Имеется в виду статья Эссаса “К обоснованию нового движения Цедек Амити”, которую можно посмотреть на сайте http://maof.rjews.net/article.php3?id=5892&type=a&sid=1416.
[9] Владимир Дашевский, интервью автору.
[10] “Маханаим” в дословном переводе с иврита означает “два лагеря”. Группа Дашевского создала дополнительный центр в Израиле из репатриировавшихся туда членов группы.
[11] Цитируется по сайту организации “Запомним и сохраним”, http://www.soviet-jews-exodus.com/.