Драматические события, развернувшиеся на советско-американском направлении в рамках четырехугольника – “Договор о торговле”-”Налог на образование”-”Поправка Джексона-Ваника”-”Поправка Стивенсона” – привели, в конечном счете, к отмене “Налога на образование”, подписанию поправок и провалу “Договора о торговле”. Итог трехлетней борьбы за “Договор о торговле” стал крупным фиаско внешнеполитического курса Советского Союза и, в некотором смысле, неудачей американской администрации. Но этот итог означал победу сил, стремившихся к обеспечению минимальных прав граждан в Советском Союзе и, прежде всего, права евреев на свободную эмиграцию, хотя результаты этой победы проявятся далеко не сразу.
Как отреагировал Советский Союз на поправку? Очень нервно, в особенности на “Поправку Стивенсона”. Хлопнул дверью, отвергнув требования о либерализации эмиграционной политики как вмешательство во внутренние дела Советского Союза. Пока шли обсуждения поправки в Сенате, пока американская администрация оказывала давление на еврейский истеблишмент и израильское правительство, выезд постоянно возрастал. После приема поправки (декабрь 1974 года) Советский Союз резко сократил темпы выезда и стал закручивать гайки. В течение нескольких месяцев за отказ от службы в армии были осуждены москвич Анатолий Малкин и харьковчанин Александр Сильницкий. По “экономическим” обвинениям суровые приговоры получили Михаил Штерн в Виннице и Сендер Левинсон в Бендерах. За очередную демонстрацию в Москве, коих до того было множество, длительные сроки ссылки получили Марк Нашпиц и Борис Цитленок. Но ожесточение советских властей продолжалось на этот раз недолго.
В то время, когда на советско-американском направлении шла борьба за договор о торговле, в Европе набирал силу процесс разрядки, завершившийся подписанием 1 августа 1975 года Заключительного Акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Процесс набирал силы постепенно и испытывал взлеты и падения. Предварительные консультации начались в ноябре 1972 года и привели к открытию в Хельсинки совещания министров иностранных дел 33-х европейских стран, США и Канады (июль 1973 года). Второй этап переговоров проходил в Женеве и длился два года (с сентября 1973 по июль 1975 г.). Длительность переговоров была вызвана широким спектром обсуждаемых вопросов, а также вынесением на повестку дня тем, относящихся к правам человека. Блок вопросов по безопасности и контролю над вооружениями был включен в так называемую “первую корзину”, вопросы научно-технического и экономического сотрудничества – во “вторую корзину”, а вопросы прав человека и гуманитарного сотрудничества (информация, культура, образование, общественные контакты) – в “третью корзину”. В то время как Советский Союз больше всего интересовали первые две корзины, Запад проявлял особый интерес к третьей корзине, поскольку идеологическое противостояние и конкуренция двух систем на международной арене продолжались, хоть и в смягченной форме.
Заключительный Акт не обладал статусом международного договора, поэтому формально его положения не являлись обязательными для выполнения. Но подписав его, государства брали на себя если не юридические, то политические обязательства ему следовать.[1] Не менее важным было то обстоятельство, что Акт предполагал непрерывный процесс встреч и переговоров в рамках Хельсинкского процесса. Следующая встреча тридцати трех европейских государств, США и Канады была запланирована на октябрь 1977-март 1978 года в Белграде.
Хельсинки сумели создать новую надежду, и напряженность вновь пошла на убыль. Подписание Заключительного Акта в Хельсинки открыло перед отказниками дополнительные возможности. Разница в подходах между “культурниками” и “политиками” проявилась при этом в еще большей степени.
“Культурники” резко расширили самиздатовскую деятельность и приступили к выпуску периодических изданий. С 1975 года начал издаваться “Тарбут”, ставший первым после “Евреев в СССР” журналом оформившегося культурнического направления. За ним последуют журналы “Наш иврит” (с 1978 года), “Евреи в современном мире” (с 1978 года), “Магид”, “Хаим”, “ЛЕА”, “Еврейская мысль” и другие. В конце 1975 года был проведен День солидарности с узниками Сиона, программа которого включала лекции и информационные листки о еврейских активистах, по городам прошли юридические семинары, готовившие активистов к противостоянию с властью в новых условиях, был задуман и частично осуществлен международный симпозиум по культуре, проведена неделя иврита, устроены фестивали еврейской песни, пуримшпили и т.д. Размах культурнической активности движения вызывал серьезную озабоченность властей, что проявилось в срыве симпозиума по культуре, открытию дела по журналу “Евреи в СССР”, проведению обысков и задержаний ряда активистов культурнического направления. В конце 1976 года даже возникло ощущение, что власти готовят крупный процесс против “культурников”.
“Политики” продолжали наращивать давление на Советский Союз – осуществляли сбор информации, касавшейся выезда, положения отказников и узников Сиона, организовывали помощь нуждающимся, инициировали походы в советские учреждения, устраивали демонстрации и готовили для Запада аналитические отчеты. В первой половине 1976 года члены этой группы Виталий Рубин и Анатолий Щаранский приняли участие в создании Хельсинкских групп, обеспечивавших мониторинг соблюдения прав человека в Советском Союзе.
Конечно, четкой границы между группами не существовало. Все боролись за выезд, “культурники” занимались политикой, а “политики” культурой. Многих активистов вообще трудно было отнести к определенной группе.
– Володя, что привело тебя к изменению стратегии борьбы за выезд после того, как ты принял руководство из рук Польского? – обратился я к Престину.
– Несколько вещей. Первая – на основании многочисленных ответов, полученных отказниками в разных городах, я постепенно составил на перфокарте таблицу, в которой в одной колонке было написано, где некто работал, в другой – чем он занимался, а в третьей – сколько ему предстояло сидеть в отказе. Я эту таблицу всего нескольким людям показывал. Это было сделано впервые, и открылась очень интересная картина. До конца семьдесят четвертого года мы полагали, что нас отделяют от выезда месяцы, поэтому большие начинания были неуместны. В ноябре семьдесят четвертого года стало ясно, что поправка Джексона-Ваника в ближайшее время нам не поможет и, по-видимому, нас ждут многие годы отказа. Нужно было думать, как жить дальше. Совершенно другая ситуация. Вторая – до поправки Джексона-Ваника мы все время пытались открыть дверь. В семьдесят четвертом году я пришел к выводу, что дверь практически открыта. Резервуар мотивированных людей, способных преодолевать препятствия подачи, исчерпывается. И третья – Хельсинкский процесс, август семьдесят пятого года. Советский Союз ведь раньше что говорил? Безопасность и экономика. А права человека – какое-то мелкое дело… в общем, им удавалось отболтаться. А тут – Хельсинкский процесс и права человека! Это открывало новые возможности. И мы вышли на симпозиум.
Из кого состояла еврейская община? Из узников Сиона, отказников и остальных. Из этих трех групп только мы, отказники, были свободны – те сидят, а эти не готовы еще.
Для каждой группы нужно было подготовить программу. Для двух миллионов мы начали выпускать журнал “Тарбут”. Иллюзии, конечно… с нашими тиражами. Мне было важно также сделать что-то для узников. Дело в том, что появилось много новых отказников, не знавших “самолетчиков” и вообще тех, кто был посажен раньше. Поэтому 24 декабря семьдесят пятого года, в день приговора по Ленинградскому процессу, на квартире Феликса Дектора мы устроили вечер солидарности с узниками Сиона. Потом это стало традицией и продолжалось несколько лет. Нам было важно дать людям информацию об узниках, и это оказалось не так просто, потому что не все были готовы делиться информацией. Но информационный листок получился хороший. Там было указано, где сидит узник сейчас, где он был раньше, формальное обвинение. Эти листки мы раздали очень многим. Там была оформлена комната, были вывешены фотографии. Феликс Дектор проявил силу характера и мужество – дом-то был окружен. Этот вечер, ставший впоследствии Днем солидарности с узниками Сиона, имел большое нравственное значение.
– Ты не пытался сделать День солидарности с международным размахом?
– Нет, это были еще наши внутренние дела. С отказниками по всей стране начали организовываться юридические семинары, которые очень нам помогали. Мы перешли от демонстрации ногами к работе головой и использовали для этих целей опыт диссидентов. Почти в каждом городе у нас появилась юридическая группа или семинар. Руководители семинаров сменялись каждые несколько месяцев – их отпускали.
– Многие воспринимали это как трамплин.
– Большинство руководителей уезжало в Америку, так получилось, но это неважно.
– Как ты относился к нэшире?
– Никак не относился. Я не сражался с ними. Я не подписал тогда письмо Польского. И не потому, что я был за нэширу. Конечно, я был активно против, но я считал, что в России нужно сначала поменять что-то, если можно.
– У тебя уже тогда были большие надежды на культуру?
– Ну конечно, не силой же их. Тарбут – это же символическая вещь. Ну сколько мы могли охватить? Надо было сделать что-то такое, чтобы слышно было. И вот – симпозиум.
– Ты представлял, сколько тебе “светило” за эти вещи?
– Да, конечно. Примерно к восьмидесятому году я исчерпал мой ресурс и на время отошел.
Вторая всемирная конференция в Брюсселе
17-19 февраля 1976 года в Брюсселе по инициативе “Бюро по связям” состоялась Вторая всемирная конференция в поддержку советских евреев. Как и первая, состоявшаяся пятью годами ранее, она была призвана консолидировать международную поддержку в борьбе за выезд, определить основные приоритеты в быстро менявшейся обстановке, привлечь внимание мировой общественности к бедственному положению советских евреев и резкому сокращению уровня эмиграции, мобилизовать для борьбы новые силы внутри и вне еврейского мира. За прошедшие пять лет в движение влилось много новых сил, накопился опыт, требовавший осмысления, и существенно изменилась международная обстановка.
В чем состояло изменение международной обстановки? Первого августа 1975 года был подписан Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Советский Союз ратифицировал его 18 сентября того же года. Особое внимание в Акте уделялось правам человека, что послужило основанием для определенных надежд в еврейском мире: права человека переставали быть внутренним делом СССР, их можно было обсуждать в контексте Хельсинкских соглашений.
Но, с другой стороны, 10 ноября 1975 года Генеральная Ассамблея ООН при активном содействии Советского Союза и арабского блока приняла резолюцию, определявшую сионизм как форму расизма. При всей абсурдности этой резолюции было понятно, для чего она была так необходима Советскому Союзу – для подрыва статуса Израиля в качестве легитимного отечества еврейского народа и, прежде всего, для советских евреев. Советская пропаганда незамедлительно заработала на полную мощность. В Бюро сочли положение угрожающим и приступили к мобилизации сил на международной арене. На этот раз Всемирная конференция была подготовлена буквально за несколько месяцев.
Советский Союз успел выпустить по Конференции обычный, хотя и менее энергичный, чем в 1971 году, пропагандистский заряд. “2 февраля Советы опубликовали в США девятистраничный документ – “Советские евреи сегодня: факты и цифры”, в котором утверждалось, что в СССР отсутствует дискриминация евреев по национальному признаку и что многие эмигранты желают вернуться назад. На следующий день министр внутренних дел Борис Шумилин в статье, опубликованной в “Нью-Йорк Таймс”, писал, что в СССР существует честная процедура выезда и уровень отказов составляет всего 1.6 %. 6 февраля для семи советских евреев, вернувшихся из Израиля, устроили пресс-конференцию. Еще через четыре дня для четырех евреев, просивших о возвращении из Соединенных Штатов, была проведена пресс-конференция в Брюсселе. Еще одну пресс-конференцию 16 февраля организовал в Брюсселе Арон Вергелис, главный редактор журнала “Советская родина” и т.д. Нужно отметить, что под Конференцию была выпущена небольшая группа активистов, в том числе известный математик Илья Пятецкий-Шапиро, Дмитрий Рамм, Леонид Кошевой, Владимир Вагнер, Илья Рубин и Александр Лунц.[2]
За день до начала Конференции группа из семидесяти активистов собралась возле ЦК КПСС. Шестеро из них – Слепак, Браиловский, Кошаровский, Щаранский, Рубин и Лазарис – были приняты начальником отдела административных органов ЦК Альбертом Ивановым. На встрече присутствал также руководитель всесоюзного ОВИРа Владимир Обидин. “Отказники говорили об отсутствии закона об эмиграции, об изменении гражданского статуса желающего эмигрировать (исключение из институтов с последующим призывом в армию, увольнение с работы)”.[3] Иванов подтвердил, что все существующие ограничения на эмиграцию будут сохранены и молодые люди, отбывшие сроки заключения за отказ от службы в армии, будут вновь призваны на военную службу.
На этом фоне начала работу Вторая конференция в Брюсселе. 1200 делегатов из 32 двух стран собрались во Дворце конгрессов. Почетным президентом Конференции была избрана Голда Меир, бывший премьер-министр Израиля (1969-1974). На Конференцию прибыли также Менахем Бегин, лидер оппозиции в Кнессете, представители американского Конгресса Дринан (Drinan), Эльберг (Eilberg), Фиш (Fish), Херберт (Herbert), Пейзер (Peyser) и сенатор Черч (Church).
Присутствие американских законодателей придало особое значение личному посланию президента США Джеральда Форда, выразившему солидарность американского народа с усилиями участников конференции по продвижению человеческих свобод.[4] Израильтяне прислали на конференцию представительную делегацию, значительную часть которой составляли новые репатрианты.
– В делегации было человек сто пятьдесят, около трети из них – новые репатрианты. Зафрахтовали целый самолет, – вспоминает Алик Фельдман, активист из Киева, служивший в то время в израильском “Общественном совете солидарности с советскими евреями”.[5]
– Кто из репатриантов участвовал, помните?
– Почему нет, ведь это я и Йосеф Якоби распределяли в Общественном совете квоты на участие различным группам – ученым, различным объединениям выходцев из…, бывшим узникам. Всех я, конечно, не назову, но среди них были Эмануэль (Амик) Диамант, Анатолий Геренрот, Меир Гельфонд, Витя Польский, Саша Воронель, Эмиль Любошец, Рафаил Нудельман, Ева Бутман, Сильва Залмансон, Давид Мааян, Леа Словина, Мелик Агурский… Саша Воронель выступал с докладом, Ева Бутман, жена Гилеля Бутмана, тоже выступала.
– Леа Словина выступала?
– Я не помню насчет ее выступления, но многие репатрианты жаловались на то, что министерство абсорбции и правительство провалили абсорбцию, и готовили в связи с этим демарш. Они хотели потребовать, чтобы еврейские организации, дававшие деньги на абсорбцию, контролировали их расходование.
“Когда группа бывших советских евреев вошла в зал, – вспоминала активистка из Канады Вэнди Айзен,[6] – а некоторые из них прибыли из Советского Союза буквально за несколько дней до открытия Конференции, воцарилась полная тишина, а затем зал взорвался громовыми аплодисментами. 1200 мужчин и женщин встали со своих мест, приветствуя входящих. Потом со сцены зачитали обращение, подписанное ста отказниками: “Ситуация ухудшается… Помогите нам. Если будет нужно, мы отдадим за это наши жизни”. Имена подписантов зачитывались одно за другим, и аудитория бурно реагировала на знакомые имена”.
– Какое впечатление произвела на тебя Конференция? – спросил я Александра Воронеля.[7]
– Ты знаешь, довольно большое. Я не ожидал, что евреи обладают такой силой в мире. У меня лично была одна не очень приятная деталь. Накануне Конференции из спецслужб предупредили, что кто-то из России попытается на меня выйти, ну, чтобы был осторожен. И в тот же день, когда я уехал, Нэля (жена Воронеля, Ю.К.) получила открытку от знакомого писателя из Москвы, странного такого человека румынского происхождения. Он написал, что совершенно случайно его отпускают в Брюссель, и он мечтает со мной встретиться. Она отнесла эту открытку в спецслужбу и позвонила мне. Впервые после Москвы у меня возникло ощущение, что за мной следят – знаешь, как будто ноги связаны. Все время Конференции это ощущение меня не покидало. Только позже я понял, что это, может быть, не русские за мной следили, а наш Шин-Бет. Этот писатель появился: “Саша, здравствуйте, какая радость, какое счастье…” Но я сразу свел его с представителем Натива, а тот заговорил его и… они хорошо друг друга поняли и шушукались всю Конференцию.
– Ты выступал?
– Да, мне поручили особенно большой доклад, предложили рассказать о стремлениях и амбициях русских евреев. Я написал его и показал Яке Янаю. Он посмотрел и с насмешкой говорит: “Это, конечно, годится. Евреи будут довольны, что у них такой интеллектуальный лидер. Но не надейтесь, что вас кто-нибудь поймет”. В докладе я проводил мысль о том, что в какой-то степени сионизм русских евреев вырастает из диссидентства, что это продолжение чуть ли не дореволюционной освободительной борьбы. Остальной русский народ готов мириться с деспотическим режимом, а евреи – нет. Нехемия ужасно боялся, что я, как и Щаранский, проведу смычку с правозащитным движением, и мы договорились с ним, что я не буду об этом говорить напрямую, но это будет ясно из моего доклада.
На Конференцию прибыла представительная христианская делегация в составе 120 человек. Они подготовили Обращение к христианской совести мира. “Мы, христиане, встретившиеся на Второй конференции в Брюсселе, осведомлены о положении наших братьев и сестер христиан в Советском Союзе. Тем не менее, мы убеждены, что преследования наших братьев и сестер евреев уникально во всех отношениях и является более суровым, чем те, которым подвергаются христианские общины. Мы призываем наши церкви сделать 1976 год годом нового исхода и солидарности со всеми верующими в СССР…”[8]
На Конференции появился лидер Лиги защиты евреев рав Меир Кахана. Но охрана быстро вывела его из здания и передала бельгийской полиции, выдворившей его из страны. Это было сделано на основании постановления 1971 года, когда проводилась Первая конференция.[9] “Как выяснилось, – рассказал мне участник Конференции Давид Мааян,[10] – это было сделано на основании ультиматума, который поставили американские делегаты: «Если будет он, то не будет нас»”.
– Ты выступал? – обратился я к Мааяну.
– Смотри, на этой Конференции я был скорее экспонатом, нежели участником, приехал всего за полгода до ее открытия. Но на одной из секций я рассказывал о положении в лагерях и тюрьмах. Меня расспрашивали о рационе питания – сколько калорий, что ели, что нет. Мэр Брюсселя устроил нам званый вечер в своей резиденции, и Витя Богуславский нас там хорошо напоил. Он приехал раньше и уже ориентировался.
“Американская делегация была самой крупной, – вспоминает активистка из Филадельфии Инид Вертман,[11] – в нее входило триста семьдесят делегатов. В делегации были не только евреи. С нами был лидер борьбы за гражданские права афроамериканцев Бэйярд Растин. Ему было уже немало лет, и он вошел в зал, опираясь на тросточку. Он поднялся на сцену и исполнил “Отпусти народ мой” (“Let my people go”), песню, построенную на сюжете из Танаха и ставшую чуть ли не гимном афроамериканцев. Зал ликовал. Ева Бутман и Сильва Залмансом представили делегатам захватывающий душу призыв освободить их мужей, Гилеля Бутмана и Эдуарда Кузнецова, а также всех осужденных по Ленинградскому процессу. Голда Меир вызвала волну оживления, когда заявила, что готова выйти на улицу вместе с демонстрантками из “35″. Она выступала, одетая во все черное, как и они на демонстрациях. В последний день Конференции “Тридцать пять” собрались возле Королевского дворца вместе с пятилетним Игалем Хнохом, сыном узника Сиона Лейба Хноха. Игаль подарил тридцать пять белых роз королеве Бельгии Фабиоле в знак признательности Бельгии и ее правительству”.
“Культурники” и “политики” обратились к Конференции с различными посланиями. “Культурники” писали о культуре, об удручающем состоянии дел, при котором попытки отказников возрождать элементы духовной жизни, обучать национальному языку и издавать самодеятельные журналы рассматриваются властями как преступление. Они призывали Конференцию добиваться разрешения на преподавание иврита, издание книг по истории, культуре и религии еврейского народа, на издание журналов и других публикаций на русском языке. При этом подчеркивалось, что развитие еврейской культуры ни в коем случае не мыслится как подмена алии в Израиль. Среди подписавших Престин, Файн, Абрамович, Браиловский, Азбель Марк, Бегун Иосиф, Вагнер Владимир, Кислик Владимир, братья Исай и Григорий Гольдштейн т.д. Есть там и моя подпись.[12]
“Политики” подготовили для Конференции внушительный аналитический обзор, в котором призывали к продолжению бескомпромиссной борьбы за эмиграцию. Обзор подписали Лернер, Лунц, Слепак, Бейлина, Щаранский, Нудель, Рубин и Финкельштейн. Он был опубликован 2 февраля 1976 года американским “Объединением советов” и им же представлен на Конференции (у “политиков” были сложные отношения с истеблишментом, поэтому они выбрали такой путь). В девяти разделах обзора поднимались вопросы необоснованных отказов, использования армейской службы, судебных и внесудебных преследований и антисионистской пропаганды. В разделе, посвященном узникам Сиона, приводились скупые подробности, полученные из мест заключения – об избиениях в тюрьме Якова Винарова, о лишении свидания и ларька Льва Ройтбурга, о переводе Лейба Хноха во Владимирскую тюрьму на три года в качестве наказания за голодовку протеста и т.д. Отдельно рассматривалось дело против журнала “Евреи в СССР”, в котором не было обвиняемых, только свидетели, но почти каждому допрашиваемому угрожали, что он в любой момент может превратиться в обвиняемого. По делу было допрошено свыше ста человек, у многих проведены обыски. “Мы убеждены, – подчеркивали авторы обзора, – что приведенные в обзоре материалы объясняют истинную причину снижения уровня еврейской эмиграции”.[13]
19 февраля вечером в торжественной обстановке была зачитана декларация Конференции. Она обращалась к советским евреям как к членам большой еврейской семьи, связанной общей исторической судьбой.
“Мы утверждаем, что приравнивание сионизма к расизму… является клеветой на Израиль и на евреев во всем мире. Те, кто используют это глумление над правдой, помогают врагам свободы, мира, справедливости и человеческого братства…
Мы призываем Советский Союз уважать собственную конституцию, международные обязательства по правам человека и фундаментальным свободам, Хельсинкский Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, признавать и уважать право советских евреев объединиться со своими братьями на земле Израиля, исторической родине еврейского народа, устранить все препятствия на пути тех, кто хочет эмигрировать, освободить узников Сиона, признавать и уважать свободу наших братьев внутри Советского Союза вести религиозную жизнь, приобщаться к культуре, наследию и языку своего народа, прекратить кампанию антисемитизма и дискриминацию евреев, разрешить евреям СССР устанавливать и поддерживать связи с остальной частью еврейского народа”.[14]
Конференция 1976 года способствовала консолидации сил на новом витке борьбы за свободу советских евреев. Она привлекла внимание мировых средств массовой информации к проблеме прав еврейского национального меньшинства в СССР. Требования свободы для развития еврейской культуры и религии поднимались на Западе задолго до того, как прозвучало требование “Отпусти народ мой”, ставшее лозунгом Первой брюссельской конференции. На Второй брюссельской конференции это требование прозвучало с новой силой. Но рядом с лозунгом “Отпусти народ мой” (“Let my people go”) был принят культурнический лозунг “Дайте им возможность знать (о своем народе)” (“Let them know”) и еще более сильно звучащий: “Дайте жить или дайте уехать” (“Let them live or let them leave”.
[1] В соответствии с принципом добросовестного выполнения обязательств, закрепленном в Уставе ООН и подтвержденном еще раз в самом Акте
[2] По материалам: “Action newsletter”, A publication of “The Student Struggle for Soviet Jewry”, vol. 8, feb. 1976.
[3] Из записей Дины Бейлиной непосредственно после встречи.
[4] По материалам: “A Report on The Second World Conference of Jewish Communities on Soviet Jewry, Brussels, February 17-19, 1976″.
[5] Александр Фельдман, интервью автору 29.04.2007.
[6] Eisen, Wendy, “Count Us In, The Struggle to Free Soviet Jews, A Canadian Perspective”,Toronto, Burgher Books, 1995, p.86.
[7]Александр Воронель, интервью автору 11.04.2007.
[8] “A Report on The Second World Conference of Jewish Communities on Soviet Jewry, Brussels, February 17-19, 1976″.
[9] По материалам: Eisen, Wendy, “Count Us In, The Struggle to Free Soviet Jews, A Canadian Perspective”,Toronto, Burgher Books, 1995, p.86
[10] Давид Мааян, интервью автору 25.09.2006.
[11] Инид Вертман, интервью автору 09.04.2006.
[12] Обращение “культурников” к Конференции в обратном переводе с английского. Архив Инид Вертман
[13] Обращение “политиков” к Конференции в обратном переводе с английского. Архив Инид Вертман.
[14] “Action newsletter”, A publication of “The Student Struggle for Soviet Jewry”, march 76.