Формально раскол был вызван визитами одного из лидеров движения, Александра Лунца, в КГБ. Лунц инициировал идею контактов с КГБ, получил согласие на это со стороны других лидеров “политического крыла” движения (Лернера, Слепака и Воронеля, но не Польского, который в это время был занят своим процессом) и сам ее осуществлял. Когда в конце 1974 года о “тайных” контактах стало известно, произошел взрыв. В глазах отказников КГБ нес на себе черную ауру прежних и новых преступлений и воплощал вселенское зло. Это учреждение давало необоснованные и бессрочные отказы, устраивало шельмования по месту работы, проводило антисионистские процессы против лиц, единственным желанием которых было уехать в Израиль, преследовало семьи отказников, увольняло, следило, подслушивало, запугивало, ссорило людей, ломало их и вербовало. С другой стороны, именно КГБ реально регулировал и держал под контролем эмиграцию из страны, анализировал ситуацию и предлагал те или иные решения политическому руководству. Мы понимали, что реальная власть в вопросах выезда принадлежала органам, но обращались с нашими протестами, просьбами и жалобами, в том числе на КГБ, в открытые партийные и правительственные учреждения.
– Что вас так взбесило?- спросил Марк Львовский одного из лидеров культурнического направления Павла Абрамовича.[1]
– Пойми, это могло бы стать причиной выезда нескольких за счёт тысяч надолго упрятанных здесь, за счёт разрушения уже налаженных “отказных” структур… Да чёрт его знает, чтó можно было бы продать за выезд! КГБ только этого и ждал! Потом в такой бы грязи всех нас вываляли! Мы ведь жили одним принципом – никаких сделок с чекистами! Никаких! Короче, мы остановили это безумие. И продолжали борьбу за еврейскую культуру.
Виктор Польский был главным представителем израильского истеблишмента (“Бюро по связям”) в Москве. Он вел себя ответственно и взвешенно, его взгляды на борьбу за выезд совпадали с представлениями, сложившимися в “Бюро”. Передав дела Владимиру Престину, он оставил после себя главным Володю. Это означало, что Престин становился признанным лидером движения со стороны Израиля.
В Израиле не слишком жаловали “политиков”. Они вели себя независимо, не прислушивались к рекомендациям из Израиля, слишком открыто и громогласно поддерживали поправку Джексона-Ваника, сотрудничали с демократами и, соответственно, не выступали против нэширы. С точки зрения лишковцев “политики” действовали слишком рискованно по отношению к самим себе и движению в целом.
С другой стороны, лишковцы (работники “Бюро”, Ю.К.) не слишком жаловали и “культурников”. В “Бюро”, конечно, всячески приветствовали изучение иврита, сионистский сам- и тамиздат, но не были в восторге от попыток культурнической деятельности, направленной внутрь страны. Лишковцы считали такую деятельность нереальной, опасной и отвлекающей евреев от выезда в Израиль. Мало кто верил тогда в возможность еврейского национального существования в Советском Союзе.
– Володя, – обратился я к Престину, – ты стал одним из признанных лидеров движения в семьдесят четвертом году, а в семьдесят пятом начался большой раскол.
– В декабре семьдесят четвертого года Лунц собрал нас и рассказал о своих походах в КГБ.
– Расскажи подробней
– Я не знаю деталей. Тебе лучше поговорить с Лунцем.
Мы встретились с Александром Лунцем и его женой Люсей в их скромной квартире в районе Рамот-алеф в Иерусалиме. Чтобы подойти к дому, нужно было подняться на довольно высокий холм, а затем на четвертый этаж в доме без лифта. Саше уже перевалило за восемьдесят.
“Как же они каждый день вверх-вниз перемещаются?”
Отдышавшись, я позвонил во входную дверь.
– Саша, вы каждый день по нескольку раз преодолеваете такие высоты?[2]
– Это становится уже не так удобно. Надо менять квартиру….
– Да… Извините, я сразу к делу. Ваши контакты с КГБ вызвали раскол в отказном сообществе.
– Может быть, но скорее это был повод, а не причина раскола. Постфактум, однако, я пришел к выводу, что этого не следовало делать, что это была ошибка. Но тогда была идея, и я обсудил ее с тремя соратниками по движению: Слепаком, Лернером и Воронелем. Идея состояла в том, что необходимо добиться встречи в КГБ на достаточно высоком уровне и изложить им ряд обстоятельств.
– Когда это произошло?
– В начале семьдесят четвертого года. Я полагал, что если это будет достаточно высокий уровень, то они вынуждены будут сообщить, кому следует. Все трое согласились, что это может способствовать изменению политики.
– И вы предложили, что именно вы будете это делать?
– Естественно, а кто же еще!
– Вы понимали, насколько это опасно?
– О, Воронель тут же отреагировал: “У меня тоже была такая мысль, но я думаю, что это опасно”. Воронель, надо сказать, человек нетрусливый.
– Остальные согласились, что идея продуктивна?
– Да, они согласились, что идея продуктивна, только Воронель сделал вот такую оговорку. Я написал некий текст, отпечатал его на машинке.
– Текст согласовывался?
– Я сейчас точно не помню, но идею мы точно согласовывали. Там было написано, что поправка Джексона возникла из-за тех зверских ограничений, которые накладываются на выезд советских евреев и что в результате те связи, которые американцы пытаются наладить с социалистическим лагерем, будут отданы не Советскому Союзу, а Китаю и, соответственно, все блага тоже.
– То есть вы пытались сыграть с КГБ в большую политику.
– Да… При первом разговоре я беседовал с человеком интеллигентным, видимо, имевшим высокий ранг. Я сразу же заявил, что представляю только себя, но в случае положительных результатов смогу, по-видимому, убедить окружавших меня людей. На следующей встрече я беседовал с начальником всего еврейского отдела. Я до сих пор не знаю его фамилии. Звали его Виктор Иванович. У меня было всего четыре беседы.
– А как это начиналось? Вы передали кому-то письмо с просьбой о встрече?
– Нет-нет, никакого письма я никому не пересылал. Просто зашел в их приемную на Кузнецком мосту, пять минут посидел в очереди, и меня принял какой-то мужчина. Я заявил, что хотел бы встретиться с их представителем высокого ранга. Потом со мной связались. На третьей встрече Виктор Иванович в какой-то момент стал кричать, но меня уже несколько закалило пребывание в отказе. Я послушал, а когда он закончил, сказал, что мог бы изменить мнение в одном из двух случаев: получив какую-нибудь положительную информацию, либо испугавшись. Положительную информацию я не получил и испугаться не испугался… В ответ – молчание.
– На какую тему он кричал?
– О вреде, об опасности, о том, что это измена родине… – такие вещи. На четвертой встрече, в конце, я сказал, что больше эти встречи продолжать не буду. На этом закончил. Затем ситуация развивалась следующим образом. На квартире у Марка Нашпица находился Паша Абрамович, и в это время туда пришли гэбэшники. Один из них сказал Паше: “Ты бы лучше тоже пришел поговорить с нами, как Нашпиц и Лунц”.
– Нашпиц?
– У Нашпица возникли совершенно самостоятельные идеи.
– Связанные с его отцом, оставшимся на Западе? Его же в отместку за это держали.
– Может быть, но вот они такую фразу бросили, и с нее все началось. Когда Польский узнал об этом, у Лернера созвали собрание. Там были Лернер, Слепак, Польский, Престин и еще кто-то. Польский и Престин нападали, а Лернер не очень активно, но уверенно защищался: никакого вреда в этом нет, была предпринята некоторая попытка… Так начался раскол.
– Эта история имела большое продолжение. Активисты раскололись не только в Москве. Во многих городах Советского Союза возникли противоборствующие группы. Престин считает, что в этом есть большая доля его вины.
– Когда Польский уезжал, он передал “бразды правления” Престину. Причем, это было почти официально, поскольку Польский был главой – с благословения Нехемии Леванона. Так что это не то, что он как-то сам выдвинулся, его назначили.
– Его не просто назначили, он был активен много лет…
– Да, он был в группе, которая была активна много лет, чуть ли не с шестьдесят восьмого года. С Престиным у меня были отношения… собственно, не было никаких отношений. Но когда Володя через много лет приехал в Израиль и мы встретились в первый раз, я помню – он вошел в дверь, и мы одновременно произнесли почти одно и то же – что мы сожалеем обо всех распрях.
– Он сказал мне, что перед тем, как вы уезжали, он написал вам примирительное письмо, но вы ему не ответили.
– Я это письмо точно не получил. Может быть, он его отправил, но я не получил. Это точно. Такие вещи я не забываю.
– В разгар раскола, когда молодые, в общем, ребята стали активно против вас выступать, какова была ваша реакция? Или вы просто не обращали на это внимания?
– Еще как обращал внимание! Но я думал, что всякая активная борьба повредит и им, и нам. Я думал, что самое лучшее не отвечать – в надежде, что все само успокоится… хотя этого не произошло. Корреспондентам я ничего не говорил. После скандала с сенаторами Роберт Тотт стал уговаривать меня рассказать об этом. Он говорил: “Если ты мне не расскажешь, то кто-нибудь другой расскажет и исказит”. В общем, уговорил и достаточно точно все воспроизвел. Я назвал трех человек, с которыми обсуждал эту идею, и что они ее полностью поддержали. Он меня спросил: “А если бы они сделали то, что вы требовали, что бы вы сделали для них?” Я ему ответил: “Тогда мы поддержали бы неприменение санкций по отношению к Советам по поправке Джексона”. Тотт написал это, правда, не очень точно. Он написал, что тогда мы поддержали бы любые соглашения с американцами, но – неважно… Я помню, когда Польский и Воронель приехали в Израиль, они устроили бучу по этому поводу. Польский обратился в Шин-Бет (Служба общей безопасности, Ю.К.) и объявил им, что я сотрудничаю с КГБ. Когда потом я приехал и заявил Нехемии Леванону, что вот, у меня была такая инициатива, он отправил меня разговаривать на эту тему в Шин-Бет.
– Шин-Бет со многими разговаривал.
– У меня в этом плане никаких претензий к Леванону нет. Потом, как мне рассказал Воронель, он ему позвонил и сказал, что вот, Лунца вызвали. Воронель ему сказал: “Вы только сейчас мне об этом говорите?” То есть Воронель не только не жаловался на меня, но горячо поддержал в том смысле, что я порядочный человек. Он пошел в Шин-Бет и поддержал меня. И там, как он мне рассказывал, ему сказали: “Ну, если главный противник Лунца так о нем говорит, то…”. Сегодня я думаю, что это была ошибка, потому что с КГБ это… как в дерьмо.
________
– Скандал происходит из-за контактов Лунца с КГБ, – вспоминает Михаил Членов.[3] – Лунц предлагает им сотрудничество в свете детанта и поправки Джексона-Ваника, которая в это время обсуждается. Он приходит в КГБ с чисто политической программой и говорит им примерно так: “Наши требования: выпускаете всех узников Сиона, всех отказников со стажем – по-моему, больше пяти лет, – либерализуете процедуру выезда, устанавливаете максимальные сроки отказа и еще что-то. При этом он держал эти визиты в тайне.
– Несколько человек знали.
– Да… знали Лернер, Слепак и еще кто-то. Когда начинает просачиваться информация о визитах Лунца в КГБ, Абрамович, Престин и Эссас идут к Лернеру и вручают ему, так сказать, черную метку. И происходит раскол. Но обрати внимание: раскол в связи с контактами в КГБ проходит по границе, к этим контактам отношения не имевшей. Он происходит между “политиками” и “культурниками”. Это важный момент, который слабо отражен в исторических трудах. Я – “культурник”, но волей обстоятельств мне удалось сохранить хорошие отношения со всеми. Как это произошло? Семьдесят четвертый-семьдесят пятый годы оказались для меня критическими, я как бы выпадаю из движения. Весной умирает бабушка Элен, ближайший мне человек, из-за которого мы отложили подачу документов, и Света (жена, Ю.К.) в это время была беременна. Я ей говорю: “Бабушка умерла, все – уезжаем!”. И тут она мне говорит: “Нет, я не уеду”. Я начинаю дергаться… наступает лето, она попадает на сохранение. Несколько месяцев, которые она лежит в больнице, я совершенно вне себя, еле сохраняем детей. В семьдесят пятом рождаются близнецы Марик и Мотя, и в этот год, первый год близнецов, я ничего не могу делать. Работа и уроки иврита – все. Ни на тусовки, ни на встречи и обсуждения у меня сил не хватает. Когда происходит так называемый “великий раскол”, я даже на “горку” не хожу. К этому времени уезжают Польский, Воронель, Агурский, и в качестве активных деятелей появляются Престин и Абрамович. Когда моим близнецам исполнился год и самый тяжелый период прошел, я вылезаю из своего логовища, возвращаюсь к активной жизни и оказывается, что как человек, не задетый “великим расколом”, я сохраняю хорошие отношения и с теми, и с другими. Ты, впрочем, тоже был как бы абсолютно вне этого деления.
– Не совсем, но я не видел достаточной причины для такого раскола. Я был в группе Престина, человека умного и честного, но при этом испытывал глубокое уважение к Лернеру и Слепаку, с которыми успел достаточно близко познакомиться. Я не сомневался в их порядочности, и меня все больше раздражали все эти склоки и количество энергии, которое на них уходило. Я постепенно переключился на преподавание иврита, так ни с кем и не поругавшись. Кроме того, я никогда не был чистым “культурником”, а ты был, причем, со своими особыми идеями. Когда у тебя это началось?
– Примерно в семьдесят третьем году. Я рассуждал следующим образом. Есть люди, которые собираются ехать в Израиль, они приходят к нам, мы обучаем их языку, культуре… – но этого же недостаточно! Это с одной стороны. С другой стороны, я стал задавать себе вопрос: ведь есть же большое число евреев, которые не уезжают. Что с ними? В то время появилась нэшира, вызванная, как тогда представлялось, и в какой-то степени справедливо, определенным разочарованием в Израиле. Образ Израиля, проявившийся в семьдесят первом-семьдесят втором годах, оказался не таким, каким мы себе его представляли. Израиль мыслился до этого вроде этакого Шагрила, сказочного, потрясающего, гениального. Я помню мое собственное разочарование. Был такой Минц Израиль Борисович, человек, живший когда-то в Палестине, видевший это все. Он очень любил Израиль, но потом, в силу каких-то личных причин, приехал в Советский Союз. Он был уже стариком, после лагерей. Я помню, однажды он мне рассказывал: “Там дома, ну не хуже, чем тот, в котором мы сидим”. А мы сидим у меня дома, в “хрущобе” на Клинской улице. Я ему говорю: “Израиль Борисович, о чем вы говорите, там дома должны быть, как дворцы!” Такое у нас было представление об Израиле. И вот вопрос: что же делать с теми, кто не уезжает? Я подумал, что здесь надо не бороться с советской властью, а пытаться с ней договариваться. Так это вырисовалось у меня и, по-моему, я был первый в этой среде, у кого сформировался такой подход. Это как-то совпало с одним сомнительным эпизодом в моей судьбе, от которого я испытываю некоторое неудобство. Дело в том, что Лунц не был единственным, кто пытался договориться с КГБ. Аналогичная история чуть не произошла со мной. В моем Институте этнографии работал человек по имени Станислав Королев, бывший гэбэшником. Он одновременно был и этнографом средней руки, специалистом по Индии. Как многие гэбэшники, он был говорлив, хвастлив и, так сказать, тусовщик. Я иногда тусовался в компаниях, в которых был и он.
– Ты знал, что он?..
– Он этого и не скрывал, рассказывал, как работал в разведке и т.д. Как-то на очередном водкопитии подходит ко мне и говорит: “Я знаю, что ты преподаешь иврит и так далее… – это вызывает у нас интерес. Хотелось бы поговорить”. Это было еще до того, как у меня начались столкновения с ними на этой почве. “Давай поговорим, я не делаю из этого секрета”. “Это правильно, свои люди, понимаем. Но у нас, на самом деле, есть желание наладить какой-то контакт с тобой, может быть с твоими друзьями, с кругами…” “КГБ, – говорю, – это как бы не та организация, с которой мы мечтаем наладить контакт. У нас узники Сиона, отказники. Другое дело, скажем, контакт с ЦК. Это было бы не без интереса”. “Наш шеф Андропов, – говорит он, – член Политбюро ЦК”. “Ну что же, можно было бы на эту тему подумать”. “Подумай, и давай организуем встречу между Андроповым и теми, кого ты назовешь”.
– Он был такого уровня человек?
– Да врал, конечно. Я поэтому и говорю, что неудобно. Я спрашиваю: “А о чем мы, собственно, будем говорить?” Он: “Мы хотели бы узнать, что у вас за движение, какие у него цели, и так далее. Может быть, удастся снять кое-какие конфликтные ситуации”. Такая более или менее нормальная постановка вопроса. Я решил собрать небольшую группу.
– Польский, Слепак?
– Нет, они туда не вошли. То, что я тебе сейчас рассказываю, неизвестно почти никому. Очень мало, кому известно. Я пригласил туда ряд людей, с которыми был вполне близок. В то время у Виталия Рубина проводился культурный семинар. Он начался в семьдесят втором году, и я был на самом первом заседании в числе тех, кто его организовывал. Я пригласил Элиягу Эссаса, Сашу Воронеля, Михаила Агурского, еще кого-то… людей как бы с интеллектуальным потенциалом. Почему я не пригласил Рубина, что было бы естественно? Я боялся, что он выгонит меня вон, как только услышит слова “КГБ” и “Андропов”. Рубин был значительно старше меня, лет на пятнадцать-шестнадцать, воевал, прошел немецкий плен и советские лагеря. Он стал китаеведом уже после лагеря. Я с ним в этом качестве и был знаком еще до того, как пришел в алию. Ну вот, я этим ребятам сказал, что есть такая возможность, и у меня есть человек, который желает выступить посредником между нами. И еще я им сказал, что, как мне мыслится, даже не так важно, встретимся мы с Андроповым или нет, важно составить какую-то платформу. “Давайте посидим и попытаемся понять, чтó представляет собой наше движение, чего мы, собственно говоря, хотим”. Лозунг “Отпустите нас в Израиль” многим в то время уже казался недостаточным. Это была вторая половина семьдесят третьего года. Мы сразу договорились, что это только наша группа, больше никто не должен знать, и начали собираться.
– Тебе кто-нибудь позже ставил это в вину?
– Нет, никто никогда не ставил. Это осталось таким забытым и никому неизвестным эпизодом, но он был важен на мой взгляд.
– То есть результатом его была подготовка платформы. Встречи не было?
– Встречи не было. Я этого Стаса пару раз спросил. Он: “Да-да”, – а потом я просто перестал его спрашивать.
– Ты передал ему документ?
– Нет. Более того, документ окончательно не был выработан, и у меня не сохранилось никаких черновых бумаг.
– Что представляла собой основная идея этого документа?
– Основная идея состояла в том, что наше движение, внезапно образовавшееся в Советском Союзе, представляет собой еврейское национальное движение, ставящее себе целью как обеспечение свободы репатриации в Израиль, так и развитие культурной деятельности и нормального существования евреев как национальной группы, как национальности в Советском Союзе.
____________
“Позже, когда я уже покрутился в отказе, – вспоминал Натан Щаранский,50 – я сказал Саше Лунцу, что я думаю, что это довольно большая ошибка и очень наивный шаг. Саша и сам говорил, что это ошибка. Но с нашей точки зрения скандал, который разразился, был совершенно безобразный. Это была уже просто борьба за власть, за лидерство”.
____________
– Володя, – обратился я к Престину, – Польский уехал, “помазал” тебя на “правление”, и начался большой раскол. Я помню, одной из главных тем на наших встречах была жесткая оппозиция Лунцу и тем, кто его поддерживал. Попытка тайно договориться с КГБ в тех условиях была, возможно, наивной и даже скверно пахла, но “колоть” из-за этого движение?
– Я не понимаю этого до сих пор, но то, что он сделал, не должно было вызвать такого скандала. Это была наша ошибка, но она состояла не в том, что мы отрицательно к этому отнеслись, а в форме выражения нашего отношения. Если бы я знал тогда то, что я понял через два года, мы никогда не довели бы до раскола.
– Ты знал, что Лунца поддержал Лернер?
– Конечно, знал. Моя вина состояла в том, что я поддерживал все шаги, которые вели к скандалу. Но я еще не знал других шагов, у меня еще не было достаточного опыта. Мы думали, что мы поговорим с Лунцем, поговорим с Лернером, объясним им… Пусть они живут себе, мы им мешать не будем, но нужно, чтобы Лунц перестал руководить этим процессом.
– То есть типичная борьба за власть? Лунц, появившийся намного позже, взлетает, как метеор, берет инициативу в свои руки, замыкает на себя связи внутри страны и за рубежом. И вот он совершает поступок, который с точки зрения всех нас, был морально неприемлем. “Мочить” отступника, как сказал бы классик?
– Совершенно неверно. Никакой борьбы за власть. Он мне совершенно не мешал. Польский – он ведь не только меня по плечу постучал, он меня снабдил, чем надо. Я был совершенно независим. Никак он мне не мешал. Ты пойми, я же раньше начал этими делами заниматься. Для тех, кто вступил в движение позже, КГБ – это в чем-то тот солдат, который козырял в Шереметьево. Очень многое изменилось за это время. Представь себе, что кто-то пошел бы разговаривать с КГБ лет за пять до этого – в семидесятом году. Такое представить себе невозможно! Такой человек моментально стал бы изгоем. А тут… Я этого не понимаю. Мне не нужна была власть.
– Отношения с Лернером и Слепаком восстановились?
– Да. Мне был сорок один год, и казалось, что мои оценки социальных отношений более или менее правильные, что они работают. Я им доверял, основываясь на прежнем опыте.
– Я помню, ты одно время увлекался Карнеги.
– Слушай, Карнеги – это книга о том, как обманывать людей. Как обмануть человека и всучить ему что-то, вот и все. Это не значит, что он весь неправильный. Если хочешь продать что-то, то дá – Карнеги. А в других областях он не работает. Знаешь доказательство, почему Карнеги не работает? Очень простое. Когда один из отказников уезжал, он дал мне настольную книгу КГБ. Это была копия книги Карнеги. Как может быть какая-то толковая книга по психологии настольной книгой этой организации? Это книга о том, как обмануть, и они ею воспользовались. А на нас, слезших с дерева, это производило впечатление. Может быть, я тогда и говорил какие-нибудь слова в пользу Карнеги.
– Ты, по-моему, тушил с помощью Карнеги межличностные конфликты.
– Не-ет! Ты в какой-то момент отошел в сторону, занялся ивритом и активно в этом не участвовал. Конфликт зашел так далеко, что в этом начал чувствоваться какой-то идиотизм. Действительно, идиотизм… когда мы с ними не хотели встречаться в одном помещении – с сенаторами. А события-то развивались, и надо было находить выход. Я чувствовал свою ответственность. В какой-то момент возник конфликт с Диной Бейлиной. Произошло это после того, как я поговорил с парнем, приехавшим откуда-то к ней, и то, что я ему сказал, ей не понравилось. Вот тебе ситуация, и надо было как-то из нее выходить. Володя Альбрехт говорит: “Напиши ей письмо”. И объяснил основные идеи, как писать. Письмо должно содержать такие-то и такие-то вещи, а такие-то – нет.
– Почему тебя взволновал именно этот конфликт?
– Беспокоила бодяга, которая бесконечно шла, и надо было научиться с ней справляться. Идея Альбрехта показалась мне логичной, и я написал ей письмо. В следующую субботу я ей его передал. Прошла неделя, и она мне сказала: “Знаешь, Володя, если эта история не будет иметь развития, я готова о ней забыть”. Я почувствовал, что это работает: написал, и она спокойно разговаривает. Я тоже был спокоен с ней, хотя по природе, как ты знаешь, я человек темпераментный. Это меня обнадежило, появился инструмент. Я написал письмо и Лунцу о наших отношениях, но он не ответил, уехал. Потом возникли с кем-то проблемы у Паши Абрамовича. Он стал спрашивать, что делать, как поступить. Я ему говорю: “Вот, напиши письмо”. А он приходит еще, что-то у него с письмом не получается. Это было в семьдесят пятом году, я работал тогда лифтером в доме, в котором жили бывшие заключенные. Это дом на Красноармейской улице. В нем жили и их бывшие тюремщики. Там у меня была приемная. Это была замечательная работа, фантастика! У меня было время. Я работал по 24 часа раз в четыре дня, интересовался психологией, читал на английском, были интересные книжки. И я стал Паше объяснять, почему это работает. Я его постепенно убеждал. Когда Паша все это понял, у меня была готова теория конфликтной ситуации. Я потом на эту тему много выступал. Ездил в Ленинград, там был серьезный конфликт между четырьмя активистами, потом в группе Абы Таратуты, потом еще в одном месте, потом в Ригу ездил.
– Все это на тему раскола?
– Не конкретно нашего раскола, а теорию поведения в конфликтной ситуации. Ведь во всех городах возникли группировки. В Москве я читал эту лекцию на семинаре Азбеля, потом на семинаре Лернера. Схему психологических состояний человека я взял из книги Берна и применил ее для анализа конфликтной ситуации. Володя Альбрехт сказал мне, чтó нужно делать, но не объяснил, почему это работает. Я стал собирать материалы и разобрался. С помощью этого подхода мне удалось изменить ситуацию по всему Союзу. Люди перестали о расколе говорить. Я как бы искупил свою вину.
– Ты чувствовал вину?
– Колоссальную вину, конечно! Я же тебе говорю: все шаги, которые предпринимались нашей командой, обсуждались и одобрялись, а с высоты теории я бы ни один из этих шагов не принял. Потому что все они конфликт разжигали.
– Что говорили из Израиля по этому поводу?
– Ничего не говорили.
– Американцы прислали посредника, Джо Шмуклера, помнишь?
– К сожалению, ему ничего не удалось сделать. Мы сами за полтора года погасили конфликт и приобрели бесценный опыт и теорию. Все оставшееся время мы жили довольно дружно.
[1] Павел Абрамович, интервью Марку Львовскому, сайт “Запомним и сохраним”: http://www.soviet-jews-exodus.com.
[2] Александр Лунц, интервью автору 07.04.2004.
[3] Михаил Членов, интервью автору 31.01.2004